Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Педали. Что выбрать?

В среде профи контактные педали уже стали делом само собой разумеющимся и неотрывным от понятия "велосипед"...



Фото из путешествий
Лепные розетки в русиновском храме

 Приочье: три года спустя…
Старт: 2009-07-19 10:30
Маршрут: Навашино – Досчатое – Выкса – Проволочное – Сноведь – Норковка – Светлый – Горелышево – Пекчур – Спас-Раменье – Мердушь – Тупик – Унор – Виля – Выкса – Навашино

Время: 4 дня

Участники: paramon, YevgeNN, Mopoz, GoshaGT.


Приочье: три года спустя…

GoshaGT :
«Было всё... За что поход очень мне понравился, была куча эмоций и адреналина!!!!»

YevgeNN:
«Было просто здорово! Возвращавшись на электричке, даже немного сожалел, что все закончилось...»

Mopoz:
«Не верится, что я дома... Для меня это был первый четырехдневный поход, все очень понравилось!! Даже как-то жаль, что все закончилось!»

Три года назад был пройден замечательный тематический маршрут по индустриальному наследию Приочья "Лепестки железной розы". Пришла пора отправиться в полюбившиеся места ещё раз, добавив к «заводской» тематике узкоколеечный привкус. Разумеется, великолепную природу и хорошее настроение никто и не думал отменять!

День первый, «в Рязань».
(Маршрут: Навашино – Досчатое – Выкса – Проволочное – Сноведь – Норковка – мн – Светлый – Горелышево – Пекчур – Спас-Раменье – Мердушь – Тупик – Унор – Виля – Выкса – Навашино)

Первый день нашей экспедиции в Приочье выдался безумно жарким. Я как принимающая сторона встретил ребят, прибывших на электричке в Навашино, у поворота на Досчатое, куда нам предстояло отправиться.

Здесь, на берегу Оки, уже 200 лет стоит «Охотничий домик» Баташёвых – основателей приокской металлургии. Выстроен он был для отдыха заводчика и его гостей, а также для приёма солидных покупателей, прибывающих на Выксу по Оке. С советского времени здесь расположена Досчатинская поселковая больница.

На балкон второго этажа из палаты вышла женщина, у которой мы попросили разрешения подняться туда же. И вот мы внутри здания, поднимаемся по деревянной лестнице на второй этаж, в центре которого располагался Большой зал (сегодня палата № 3), а по сторонам – комнаты для отдыхающих (палаты № 2 и 4, кабинеты врача и процедурный). Из Большого зала – на балкон! Что говорить, какие чувства я испытывал, впервые стоя на балконе здания, с которого у меня начинались походы в луга за ягодами, на рыбалку и за грибами практически с двухлетнего возраста!!! Спускались мы уже по пожарной лестнице, тем самым закольцевав маршрут нашей небольшой экскурсии по «мызе»…

В полдень отправляемся дальше, на Выксу. Мы, конечно, любим природу, но здесь убили сразу двух зайцев: поехали по насыпи бывшей узкоколейки, да ещё миновав немаленький подъём по привычной автомобильной дороге!

С 1894 года грузы с заводов на пристань в Досчатое начали доставлять по железной дороге – узкоколейке. Сначала тяга была конной, позже – паровой. Заканчивали трудиться на выксунской узкоколейке уже тепловозы. В период пиковых перевозок на УЖД леса, торфа, пассажиров Выксунская система была второй по протяжённости в СССР! В то время активно действовала магистраль Выкса – Димара – Куриха, от которой отходило несколько крупных ответвлений на Внутренний, Семилово, Тупик. Исследование остатков двух последних веток нам предстояло провести в ближайшие дни!

На узкоколеечные артефакты нам не очень-то везло. Пожалуй, самая большая удача уже случилась: остановившись у бывшего Нижне-Железницкого завода (сегодня – завод металлических изделий), чтобы после моего небольшого рассказа выехать на асфальт, обнаруживаем, что стоим прямо под бывшим семафором! Такую реликвию невозможно не сфотографировать!

Выксу мы проследовали транзитом, сделав единственную большую остановку у «Перекрёстка», чтобы докупить продуктов. Пока ребята докупались, я съездил за своим багажом. Вернувшись, я увидел столько еды, что пришёл в недоумение, куда же всё это девать?!! Однако, сумели растолкать: пригодится, путь у нас неблизкий и не из простых! Перед выездом из города пересекаем «трёхнитку» - сохранившийся на переезде гибридный участок пути для поездов широкой и узкой колеи.

На расстоянии всего 20 км. вытянулись вдоль речки Железница пруды, а при них 7 чугунных и железоделательных заводов Приочья. Крайние из них в разное время были закрыты, а несколько центральных после Революции объединены в один, получивший название Выксунский металлургический завод. С 1999 г. ВМЗ входит в состав ОМК – Объединённой металлургической компании.

Лихо докатив до Проволочного по асфальту, разбавляем его песчаным заездом к деревянному храму, оказавшемуся великолепным новоделом на месте старой церкви… Серьёзный привал на обед сделали уже на берегу Вильского пруда, совместив его с первым за поход купанием.

В начале шестого въезжаем в Сноведь – историческое место, в своём роде уникальное. Здесь за три года произошли изменения: древнюю деревянную церковь, бывшую в аварийном состоянии, воссоздают. Перекусив мороженым, едем от церкви на плотину пруда – главного свидетеля того, что здесь был завод, да какой! Лучший литейный завод России!

Сноведской завод, основанный в далеком 1784 году, имел 2 домны и был литейным. Помимо изготовления чугуна для последующего передела его в железо, он специализировался на художественном литье. Все знают удивительную композицию, венчающую Триумфальную арку в Москве – летящую вздыбленную шестёрку коней, запряжённых в настоящую колесницу. Но мало кто знает, что родина чугунного шедевра – село Сноведь. А год назад я наконец-то увидел ещё одно сноведское чудо – винтовую лестницу Строгановской церкви в Нижнем. А ещё здесь были изготовлены ограда Летнего сада в Петербурге, фонтаны площадей Москвы и Нижнего Новгорода, каминные решётки – всего и не перечислить!

Вечерело. Поэтому задерживаемся у колодца, чтобы заполнить все ёмкости водой. Не остались без должного внимания и всевозможные качели-карусели. Дальше, за соседней деревней Норковка, начиналась лесная узкоколейная часть маршрута. Пассажиры возвращающегося в Выксу ПАЗика оказались последними в течение ближайших суток людьми на нашем пути…

Преодолев под атаками слепней и комаров несколько километров песчаной лесовозной дороги, выезжаем на снятую линию узкой колеи – Семиловскую ветку. Дальше нам по ней, строго на юг, «в Рязань». А сейчас – последний на сегодня привал за кстати попавшимся столиком с лавочками, совмещённый с ужином: по случаю Дня металлурга на нашем праздничном столе курочка-гриль с овощами!

Отдохнув и подкрепившись, отправляемся к месту ночевки. Где оно? А там, докуда доберёмся засветло! Дело в том, что наша узкоколейка устремляется в болота, рассекая бескрайние их пространства своей прямой как струна насыпью … Вот промелькнуло знакомое по ягодным поездкам ответвление налево. Через два километра – неизвестность! Стремительно надвигаются сумерки, а мы продвигаемся всё дальше и дальше. В основном едем, изредка спешиваясь для обхода слишком глубокой колеи или поперёк трассы упавшего брёвнышка. Едем. Едва окончательно стемнело, как мы очутились на развилке с табличкой «Ермишинское охотхозяйство»! Мне ни за что не удастся описать, какой по-настоящему восторг охватил нашу команду! За сегодняшний день мы всё дальше и дальше удалялись от цивилизации, сейчас оказались на уходящей в никуда и возможно теряющейся в болотах зарастающей дороге, а преимущественное отсутствие сотовой связи и сгущающиеся сумерки добавляли пикантность ситуации. И поэтому вдруг возникшая в свете фар табличка нами восприннялась как монументальная стела «Рязанская область»! Разумеется, прямо здесь, на границе двух областей (и на насыпи узкоколейки – вокруг ничего, кроме болота!), мы и поставили лагерь. Что-то будет завтра…

Охотничий домик, Досчатоевнутренности Мызымы на лоджии Охотничего домика
семафор на УЖД Пристань - ВыксаБольшая церковь в Выксе и прудтрёхнитка - гибридный путь для поездов широкой и узкой колеи
воссозданный храм в Проволочномкупание в Вильском пруде......и обед
церковь в Сноведи: раньше и сейчасСноведской прудкачели-карусели в Сноведи
лесовозная дорога между Норковкой и УЖДСемиловская ветка УЖДграница областей Нижегородской и Рязанской


День второй, 36 км. по пескам и болотам.
(Маршрут: Навашино – Досчатое – Выкса – Проволочное – Сноведь – Норковка – мн – Светлый – Горелышево – Пекчур – Спас-Раменье – Мердушь – Тупик – Унор – Виля – Выкса – Навашино)

Бывало, во внеурочное время приезжал на Гусь к старшему Баташёву чиновник, курьер или сам рязанский губернатор, которым, однако, объявляли, что, мол, барин отъехали-с по наиважнеющим делам в соседнюю губернию. И то была чистая правда, хотя Баташёв был тут же! Огромный дворец Андрея Родионовича в Гусе, дом-сундук, стоял ровно на границе двух губерний, чем предприимчивый заводчик время от времени успешно пользовался. Перейдя в соседнюю половину усадебного дома, он оказывался формально уже в другой губернии и, соответственно, вне юрисдикции прибывшего начальства…

Вот и наш лагерь, хоть и был невелик, с успехом мог выполнять подобные функции: одни ночевали в Нижегородской, а другие – уже в Рязанской области!

Разбудило нас утром ещё низкое, но по-южному жаркое солнце. Набранная накануне в Сноведи колодезная вода оказалась очень кстати, так как вокруг не было никакой мало-мальски доступной лужицы. Вокруг – болота, болота, болота… В 10 выдвигаемся в сторону Светлого – конечного пункта Семиловской ветки.

Вначале ехалось «с ветерком» и казалось, что оставшиеся километры мы покроем в час-полтора. Но… Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается! До любопытного места – Некрасовского торфоучастка – действительно удалось допылить очень быстро, остановившись только у канавы с приемлемым доступом к воде, чтобы умыться. Казалось бы, дальше всё яснее ясного, ибо различные картографические материалы говорили об одном, что если мы добрались досюда, то дальше всё проще простого: направо пойдёшь – в Даниловские Печи попадёшь (сгоревшие накануне, по сведениям от Alex’аXC), налево пойдёшь – в Корнеевку забредёшь, а прямо пойдёшь – на Светлом окажешься, куда нам и надо! Давно меня привлекали два места: Петров Мост на реке Серёжа и пос. Светлый «в Рязани» хотя бы тем, что к нежилым урочищам вроде бы должны вести тупиковые дороги с покрытием. Любопытство брало верх – и вот мы совсем рядом с разгадкой…

О Петровом Мосте я впервые услышал в пригородном поезде Арзамас – Муром в юном детстве из «подслушанного» разговора соседей по купе о том, что до него дорогу построили. И если в Сосновском районе достроят оставшиеся километры, то путь от Кулебак до Нижнего хорошо сократится. Позже я нашёл на карте этот самый Петров Мост. А недавно пару раз там побывал : действительно, прямо до переправы через Серёжу построен грейдер! А дальше – пять километров песков, по зыбучести равных которым в области я пока не встречал! О Светлом же не удавалось получить никакой информации: рыбаки из Выксы ездят на Оку в район Ватажки или севернее (через Озёрный или Круглово по пескам) или южнее (по асфальту через Вознесенское – Ермишь по новой межобластной срезке). А карты на месте Семиловской ветки до Некрасовского болота в лучшем случае показывают просеку…

Сразу после развилки УЖД пересекает небольшую лесную речку, перепруженную, как и положено, бобровой плотиной. Наши взопревшие под едва спасающей от испепеляющего солнца тенью деревьев четыре тушки когерентно потянулись к берегу и в воду… Укупавшись, на речной же тёмной от торфа воде и горилке вскипятили чай.

А что же Светлый? Он был уже совсем рядом. Но ещё раньше узкоколейная насыпь внезапно оказалась по-взрослому заваленной деревьями разных пород и возраста. Пробираться через такой хаос даже пешком достаточно проблематично. Соседствующий с насыпью лес оказался не сильно проходимее. Чтобы лучше думалось, подкрепляемся созревшей черникой. Из соображений непрерывности проезжих дорог следовало, что банально упираться в бурелом они не могут. И в самом деле, вернувшись метров на 200 назад, мы обнаруживаем несильно заметный отворот налево. Объезд? Скорее всего. Во всяком случае даже песчаный пеший участок лучше заваленной деревьями насыпи. Так оно и вышло. Протопав по глубокому лесовозами разработанному песку корнеевской дороги километра полтора, мы оказались у развилки в нужном нам направлении. Ещё столько же – и мы снова на узкоколейке!

Через небольшую речку перекинут разрушающийся УЖД-мост, рядом с которым выстроен новый мост для лесовозов. На припёках можно было полакомиться поздней земляникой, на дереве со скворечником заливалась счастливая птаха… Соблазну искупаться поддались Серёга и я: выбрав омут поглубже и присев в нём на корточки, мы по очереди освежились. А потом, недолго думая, вволю напились свежей воды прямо из ручья: запасы питья иссякли…

Заполдень мы добрались до Светлого. О его судьбе много интересного мы узнаем чуть позже, в Горелышеве, а пока фотографируем последний узкоколеечный мост на Семиловской ветке. Вокруг как будто ничего не напоминает о том, что раньше здесь был посёлок. Разве что поляны крапивы намекают на когда-то стоявшие здесь бараки да кое-где встречаются с каждым годом дичающие плодовые деревья. Женя замечает остатки фундамента какого-то кирпичного здания. Может, конторы? А я делаю пешую радиалку вдоль Малого Ермиша к ещё одному мосту. Сооружение на пересечении заросшей дороги и речки выполняет сразу две функции: плотину, сдерживающую немалый уровень воды прямо перед дорогой и собственно моста, выполненного в виде гати по заболоченному руслу. Наверное, был смысл попытаться вернуться к нашему мосту по другому берегу Ермиша, где я должен был бы обязательно наткнуться на начало (или конец?) пока ещё виртуальной (подозрительно прямой) дороги с твёрдым покрытием. Но, рассудив, что то же самое мы неминуемо сделаем все вместе через полчаса, свернув после нашего моста налево, я вернулся старой дорогой.

Но ни через полчаса, ни через час у нас не было особенного выбора: дорога одна, петляющая по лесу меж болотами и шибко песчаная… Только через два часа мы оказались на перекрёстке, на котором забрали левее и понеслись под хороший уклон по влажной дороге к какому-то ручью. Выехали мы прямо к посёлку Горелышево, к бывшему магазину. Решив раздобыть молока (следы коров обильно присутствовали на асфальтированных тротуарах (!!!), идущих с обеих сторон от дороги), мы посетили все три обитаемых дома. По странной случайности, везде оказались малолетние телята… Что ж, нет, так нет. Располагаемся у колодца на большой перекус. И тут за водой пришёл мужчина из первого посещённого нами дома, спросил, добыли ли мы молоко. Узнав, что ни у кого лишнего нет, он вынес нам парного молока и рассказал много очень интересного про здешнюю жизнь. Былую и сегодняшнюю…

Горелышево – типичный посёлок лесозаготовителей, возникший на пустом месте в советское время в глухом углу Рязанской области. Соответственно, и жители здесь были все приезжие. В соседнем Светлом была оконечная станция выксунской узкоколейки. Кирпичное здание конторы. До недавнего времени там же валялась кабина от тепловоза, сейчас, видимо, вывезенная на металлолом. Отдельной истории заслуживают дороги. На закате СССР были выделены приличные деньги (кажется, миллион) на строительство дороги из Ермиша до Горелышева. Грейдер устроили, а асфальт положили только около райцентра и по самому посёлку. Как водится, остальные деньги были потрачены на личные нужды отдельных лиц. К этому времени рухнул Союз, жители забытого властями посёлка остались не у дел и стали разъезжаться кто куда. Сейчас в Горелышеве круглогодично функционируют три хозяйства: держат скотину, сажают огород, ходят в лес, в котором знаком каждый куст. Пока мы отдыхали, по главной и единственной улице туда-сюда ездила на велосипеде девочка. Оказалось, что летом, на каникулах, она живёт дома, а учится в Ермише, в интернате. Кстати, отрисованного на всех картах асфальтового крюка через Игошино (по которому мы грешным делом подумывали покатить) никогда не было. Несколько лет назад здесь оказалась группа мотоциклистов, рассчитывающая на эту дорогу и немало удивившаяся её отсутствию.

Напоследок мы осведомились о состоянии дороги на Мердушь. Леонид Ардалионович (!) не стал вопреки традиции нас запугивать непроходимыми лесами да дикими зверями, но всё-таки посоветовал ехать по грейдеру до райцентра, а оттуда по асфальту – небольшой крюк получается. Поблагодарив за интересный рассказ и особенно за молоко (заплатить за которое мы так и не смогли, денег с нас не взяли; в каком-то смысле выручили календарики), стартуем. Непередаваемые ощущения мы испытали, после болот и песков прокатившись 300 метров по асфальту (который превращался дальше в грейдер) и снова свернув на непролазные зарастающие полёвки, отважившись на ночь глядя прорваться через заброшенный Пекчур на Спас-Раменье!!!

Дорога, которая уверенно шла в нужном северо-восточном направлении, то позволяла небыстро ехать, то заставляла идти пешком, доставляя немалое наслаждение грызущим нас комарам. С обочин под тяжестью спелых ягод свисали кусты малинника. Вскоре две колеи устремились поперёк зарастающего лесом поля, периодически натыкаясь на земляные кочки. Брод через знакомый Малый Ермишь был несказанно приятным для искусанных насекомыми тел. Поднявшись от реки, я ожидал увидеть как минимум несколько старых телеграфных столбов и пару-тройку упавших избушек Пекчура. Однако не было ровным счётом ничего. Голое поле. Если бы не ужасная атака комаров и слепней, плотным слоем облепивших все тело, я бы обязательно припомнил и Троекурова из «Дубровского», и Баташёва: каждый своего несговорчивого небогатого соседа поил в у себя в имении, а в это время надёжные люди разбирали деревню последнего по бревнышку, а место, на котором стояло поместье, вспахивали…

И куда идти в чистом поле? Только по азимуту! И, о чудо, попали мы точно на колею бывшей, по всей очевидности единственной улицы деревни. Колея постепенно улучшалась и к мостику на выезде из деревни превратилась в неплохую дорожку, по которой мы с комфортом (на общем фоне) доехали до Спас-Раменья как раз засветло. Лагерем встали на Ермише. Берега реки сильно заросшие, и в этом смысле место у нас было замечательное: с дровами, кострищем, спуском к реке для водозабора и купания! В общем, день удался!

УЖД у Некрасовского торфоучасткабобровая плотинаразрушенный узкоколеечный мост
купание в лесном ручьепуляУЖД-мост в Светлом
около Светлогоперегон Светлый - ГорелышевоГорелышево. Магазин
панорама ГорелышеваЛеонид Ардалионович – экскурсовод по Горелышевуброд через Малый Ермишь


День третий, Тупик...
(Маршрут: Навашино – Досчатое – Выкса – Проволочное – Сноведь – Норковка – Светлый – Горелышево – Пекчур – Спас-Раменье – Мердушь – Тупик – Унор – Виля – Выкса – Навашино)

Утром накрапывал дождик. Но разбудил нас не он, а проходящие мимо женщины, одна из которых с чувством сказала: «Тоже хочу в поход!» С тем мы и проснулись. Программа сегодняшнего дня ожидалась не менее насыщенной, чем вчерашняя. Но завтрак явно затягивался. В результате только ближе к часу дня мы въехали в Спас-Раменье. К нашему удовольствию, здешний магазин работал, то есть торговал (как написано в его графике). Заходим. Внутри – классический сельмаг, подобный я видел как раз три года назад, в Сенином Пчельнике. Отапливается здание любопытной формы печкой. Продавщица мирно беседовала с двумя знакомыми бабульками. Нам удалось закупить всё, даже курага оказалась в наличии. На «подозрительное» предложение сфотографировать её за весами продавщица сначала отказалась, но потом пообмякла и дала добро)

В половине второго мы подъезжали к Мердуши – пожалуй, ключевой точке нашего путешествия. И сейчас я ждал разгадки ещё одной головоломки. Мне было известно, что здесь было металлургическое производство, а, стало быть, должен был быть и пруд! С другой стороны, на «современных» картах на него нет и намёка. Итак, что же есть на самом деле?

ДА! Перед нами внезапно раскрылась панорама типичного заводского посёлка с непременным и самым верным его атрибутом – шикарным прудом, на берегу которого стоит полуразрушенный кубический объём храма. Разумеется, сразу едем на плотину смотреть: что тут и как… Да, всё в порядке: на отвалах в обильном количестве присутствует разноцветный шлак, за телом плотины угадываются остатки заводских построек. А вот шлюзы удивили – ни на одном из прудов в Приоках я такого не встречал! Пока мы осматривали гидросооружения и перекусывали, к нам подошли двое мужчин, один из которых оказался местным учителем истории! Конечно, это была настоящая удача: от профессионала мы узнали столько всего интересного…

Завод в Мердуши построил старший Баташёв в 1791 году после раздела с братом. А само название означает, по одной из версий, «мера душ». Огромный белокаменный храм был выстроен существенно позже, в середине 19 в., и является, как нам рассказали, одним из двух белокаменных храмов в Рязанской области. А другой – не в Гусе ли, резиденции самого Баташёва? Видимо, так! После закрытия завода (местные рудные запасы, находящиеся к востоку от посёлка, за прудом, оказались не самыми богатыми) в его «цехах» располагались различные колхозные службы. В последнее десятилетие советской власти здесь изготовляли мочала, склад которых находится рядом с церковью и мало того, что не заперт, так там ещё и реквизит на память можно раздобыть! А пруд? Пруд, разумеется, был. Но примерно в 70-х годах местные жители сильно захотели рыбы – и его спустили. На целых 20 лет! Сегодняшнюю плотину успели устроить в 90-х, перед самым развалом Страны, восстановив и исторический облик посёлка, и доставив радость многочисленным отдыхающим на его берегах! А на картах, отрисованных по ситуации на 80-е годы, разумеется, пруда как не бывало. Такая вот любопытная история с хорошим концом!

Навестив склад, мы обнаружили и взяли на память: кисть мочальную и банный пояс на сумму, согласно заявленной стоимости на этикетках, 1 рубль. А ещё там был обнаружен целый ящик с любопытным содержимым для крупного и мелкого рогатого скота 1978 года выпуска! И – удивительно! – всё в целости и сохранности.

Набрав мочалок, едем на пруд – купаться!!! Два часа в Мердуши пролетели как один миг. И погода была расчудесной: тучи разбежались, и нас пригревало приветливое солнышко. Несколько раз пролетали такие родные и привычные для Выксы военные истребители из Саваслейки. Им-то до сюда минут 8 лёту, а нам…

Дальше нужно было попасть в Тупик. Туда ведёт, как и ожидалось, грейдер вполне хорошего качества. И вот, покрыв 10 километров, мы на месте! Пока заправлялись водой у колодца, разведали у местной бабушки, где магазин и можно ли в него попасть. Нам дали наводку на дом продавщицы, куда мы и отправились. Дома продавщицы не оказалось – ушла за ягодами, но магазин она нам, когда вернётся, откроет! В процессе разговора выяснилось, что муж продавщицы раньше работал на узкоколейном тепловозе!

Посёлок Тупик являлся конечной точкой Ермишенской ветки Выксунской лесовозной узкоколейки. Сейчас в посёлке проживает около 70 жителей. Название его, очевидно, связано с тем, что здесь заканчивались все дороги – и железная из Выксы, и автомобильная из Мердуши. Пока мы ждали открытия магазина (на котром сохранилась давнишняя вывеска «ОРС. Выксунский ЛПХ»), залезли на вышку, посредством которой выполнялась связь на дороге. Сегодня она используется местными жителями тоже для связи – сотовой. Только спустившись на землю, мы заметили, что бетонный столб, на котором висит металлическая конструкция лестницы, сильно изогнут…

Пришедшая из леса продавщица, несмотря на усталость, почти сразу открыла магазин. Кроме нас в магазине нарисовались и местные – пришли за пивом. А мороженого, к сожалению, не оказалось. Зато было молоко, которое мы тут же распили. Из расспроса местных явно следовало, что по снятой узкоколейке регулярно ездят по разным делам в соседний Унор и даже Выксу. Значит, преодоление следующего участка пути для нас – вопрос времени, которого у нас на сегодня оставалось немного.

Вокруг Тупика сгущались тучи, предвещая возможный нешуточный ливень. Под удары грома мы покинули последний оплот цивилизации на рязанской земле и выдвинулись по узкой колее в сторону Унора. Путь предстоял в 23 километра. На часах – 19…

«Опять от меня сбежала Последняя электричка, И я по шпалам, опять по шпалам идууууу…» Эх! Ведь всего-то лет 7 назад отсюда прямо до Выксы можно было добраться с узкоколеечным поездом! Вообще любопытно, что слова «Выкса», а тем более «Унор» для жителей Тупика вовсе не экзотические, как для соседней Мердуши. У многих вся жизнь была связана с железной дорогой, а там, в далеких теперь краях, куда можно добраться лишь на УАЗике или мотоцикле, по-прежнему живут знакомые и родные.

Итак, мы на Ермишинской ветке УЖД. Если под Выксой леса смешанные и хвойные, то здесь преимущественно широколиственные. И – ни одной более-менее заметной дороги, кроме узкоколейки! Почва достаточно песчаная, ехать удается по насыпи не всегда. Тем не менее, достаточно быстро добираемся до разъезда 17 км., где замечаем поворот на Лесомашинный. А гремит всё ближе и ближе. Да, дождя нам не миновать! Где-то перед разъездом Пограничный (здесь УЖД пересекала границу областей) начался дождь.

Надежды на то, что песок от влаги станет более проезжим, растаяли, как сахар в кипятке: консистенция здешнего песка такая, что он становится сырым и вязким, налепая на колеса, звёзды, цепь, и не фильтрует воду, пропуская её до нижних водоносных слоёв. Не ехать, а идти становилось всё тяжелее: начали забиваться тормозные колодки и крылья. Около Ермиша нам навстречу попался мотоциклист, следующий в Тупик, который обеспокоенно поинтересовался, давно ли идёт дождь. Видимо, его эффект местным хорошо известен. Здесь мы решили попробовать смыть песок водами Ермиша. Помогло это на несколько сотен метров: песок брал своё.

Уже стали спускаться сумерки, а дождь возобновился, не собираясь заканчиваться. Ставить лагерь было особо негде, да и незачем: промокшим и изрядно измотавшимся, нам оставалось одно – обречённо тащиться под покровом ночи до Унора. Благо, заблудиться было проблематично на нашей единственной дороге в округе.

Так прошёл час или больше. За это время дождь несколько раз превращался в сильнейший прохладный ливень, больше и больше затопляя колеи. Ближе к Унору, свет которого замаячил в первом часу ночи, обходить лужи мы уже не пытались, гуськом бредя по залитой водой дороге. Поскитавшись по бывшей узловой станции, решили не ночевать в разгромленном вокзале (больше здесь было негде), а немного отъехать от посёлка уже по асфальтовой дороге и заночевать в лесополосе. В час ночи под моросящим дождём и в кромешной тьме ставим лагерь на краю бывшего поля. В одной из палаток делаем столовую, разогревая на горелке банки с тушёнкой и запивая её чаем. Завтра – по асфальту домой! Отбой.

День четвёртый, в сторону дома!
(Маршрут: Навашино – Досчатое – Выкса – Проволочное – Сноведь – Норковка – Светлый – Горелышево – Пекчур – Спас-Раменье – Мердушь – Тупик – Унор – Виля – Выкса – Навашино)

Клещ пробрался под носок еще с вечера и сразу стал нагло впиваться в ногу. Но его действия не обратили на себя должного внимания – отключился я мгновенно. А наутро неприятель был обнаружен и извлечён подручными приспособлениями. Несмотря на поздний отбой, встали мы в восьмом часу: слишком велико было желание осмотреть то, что осталось от самой крупной станции Унор на выксунской узкоколейке. Дрова в округе если бы и были, гореть навряд ли бы согласились. Поэтому завтрак готовим на горелке.

Унор – крупнейшая, узловая станция на магистральной ветке лесовозной УЖД Выксунского ЛПХ. Собственно, название станция получила от соседней деревеньки, хотя есть легенда, что в округе было много лисьих нор. Новую станцию так и называли – У лисьих нор, а потом это название сократили и упростили…В лучшие времена через Унор проходило до трёх пар пассажирских поездов в сутки! А сколько грузовых – не сосчитать! Здесь было своё депо и разворотный треугольник. «Экспрессы» Выкса – Унор – Куриха, состоящие из 10-12 «классных» вагонов, были состыкованы с местным поездом Унор – Тупик (с заездом в Лесомашинный). У последнего состав был существенно короче и вагоны попроще. А в последние годы существования дороги на Тупик ездило два вагона: один пассажирский , а другой – ОРСовскй, в котором везли продукты и промтовары в посёлки.

C 11 до 12 осматриваем бывшую станцию. Путевое развитие здесь, угадываемое по асфальтовым дорожкам, подостланным под шпалы, впечатляет! Сохранилось и внушительное здание вокзала, выполнявшее три функции: помещение ДСП (диспетчерская), пассажирский павильон и клуб. В бывшем зале ожидания – обитая железом круглая печка и две дыры в стене – наверное, кассы. Всё разгромлено, кроме правого флигеля ,в котором располагается действующий фельдшерский пункт. У вокзала стоит типовая вышка, залезать на которую мы не стали. За путями, у речки Виля, расположен магазин с графиком работы. Функционирует ли он на самом деле – неясно. Серёга находит артефакт – костыль, которыми крепятся рельсы к шпалам.

Дальше нас ждал только асфальт (срезать по узкоколейке после ночного ливня мы не стали), поэтом устраиваем помывку облепленных песком велосипедов, обливая их водой из колодца прямо из ведра! Нам предстояло преодолеть 77 км. за 4,5 часа, выкроив в середине маршрута полчасика на обед. Смазав цепи, стартуем.

До Новодмитриевки – одна из моих любимых асфальтовых дорог: машин здесь минимальное количество, изумительный лес и хороший асфальт! Проезжаем место пересечения с магистралью – последняя наша встреча в этом походе с узкоколейкой. На не менее живописной и приятной трассе Выкса – Вознесенское нам попался джип с огромными колёсами-баллонами, очевидно, служащими для поездок по необъятным болотам Выксунского края.

Виля. Её мы видели три дня назад с противоположного берега пруда, где обедали и купались. Здесь у нас половина сегодняшнего пробега. Находим дом с коровой и покупаем молоко! В последнее время количество молока на продажу ограничивается самими хозяевами, а не нашими аппетитами. Здесь же мы были поставлены в тупик (хотя мы вроде только что оттуда) вопросом, а сколько же молока нам надо? Покупаем банку и тут же её распиваем, закусывая вывезенным из тупиковского магазина печеньем.

С нашей узкоколейкой я познакомился году в 93-м, когда под Вилей у нас появился земельный участок. Помню, как мне сказали, что добираются туда на поезде – это меня очень заинтересовало. В те годы в 8 утра со станции Молотово отправлялись два состава: первый следовал до Димары с «классными» вагонами, а второй, отправлявшийся минут на 15 позже, шёл до Вили, с вагонами попроще. В будние дни в составах было по три, а в выходные – по пять вагонов, средний из которых предназначался для перевозки всякого рода грузов: мешков с картошкой, поросят с рынка, велосипедов… Нас, садоводов, высаживали перед правлением, делая очень удобную внештатную остановку. Возвращались поезда в обед в обратном порядке: сначала шёл вильский, а за ним димарский также с 15-минутным интервалом. И садились мы на них уже в Проволочном, на официальной станции. Были и вечерние поезда, но на них я не ездил. Не успел…

Через 10 км. мы в самом сердце Приочья, в Выксе, у Главного дома. В прошлый раз на площади перед домом, который активно ремонтировался, располагалась автостанция. Сейчас вместо неё – мемориальный комплекс, который представлен бюстами четырёх владельцев Выксунских заводов, с каждым из которых связана своя эпоха их развития. Сама площадь, как и прилегающая к ней часть улицы Ленина, недавно стали пешеходной зоной и переименованы, конечно, в площадь Металлургов.

Дальше наш маршрут прошёл через парк, старинный выксунский парк, доступ в который для всех был открыт всего сто лет назад. Здесь есть диковинное дерево – лиственница в форме лиры, небольшой искусственный прудик с островом посередине, многочисленные каналы, которые в далеком 19 веке предполагалось наполнить доверху водой с помощью специальной насосной, превратив парк в нижегородскую Венецию! Из парка выезжаем «к сосне» - место это знакомо каждому выксунцу: здесь в центре перекрёстка двух городских магистралей с незапамятных времён росла сосна. Несколько лет назад её всё-таки спилили, установив светофоры. А топоним остался. Недавно легендарной сосне установили памятник.

Едем по улице Островского мимо площади Революции и мемориала, посвящённого погибшим в годы ВОВ выксунцам. «Такой площади, окаймленной сосновой рощей, просторной и торжественной нет ни в каком другом городе!» И, наконец, завершил нашу экспресс-прогулку по Выксе магазин при хлебозаводе, где ребята закупились едой в электричку. Подъехав к магазину уже без багажа, я сообщил, что у нас впереди 25 км. и час времени… Вперёд!

По трассе Выкса – Навашино мне можно ездить, что называется, вслепую – настолько знаком каждый её участок. Поэтому ситуацию «успеем – не успеем» была возможность постоянно контролировать. С допуском в 5-6 минут под объявление о прибытии нашего поезда мы оказываемся на нужной нам платформе ст. Навашино. Что ж, пора прощаться с необыкновенно гостеприимным и удивительно красивым краем – с Приочьем! Но мы обязательно сюда вернёмся!


 

завтрак р. Ермишь у места стоянки магазин торгует...
Спас-Раменье. Печка в магазине Мердушь. Белокаменный храм Мердушь. Пруд
Мердушь. Шлюзы пруда шлак панорама Мердушинского завода
НЕмаленький мух склад готовой продукции слева направо: кисть мочальная, пояс банный
кому кисть мочальную, кому пояс банный?) Тупик. Вышка Серега на вышке в Тупике
Гоша очень рад, что вернулся на землю! GoshaGT на Ермишенской ветке УЖД вот такой неправильный песок
Гоша готовит завтрак вокзал ст. Унор ст. Унор. Зал ожидания
путевое развитие на ст. Унор последний артефакт УЖД - костыль мойка велосипедов
болотный вездеход молочная остановка в Виле Выкса. Главный дом
торопимся на электричку всё!!! карта


автор: paramon


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Васьков Николай  11.12.2012 21:41
Спасибо за Тупик !
TeNb  25.06.2012 08:41
этому пруду вмердуши лет 20+ до этого была речка но когда было производство и все такое(фик знает когда) тоже был пруд мне баушка говорила. Мне щас 30 я помню как плотину делали мы в этих трубах на великах катались =)
YevgeNN  18.01.2011 23:18
Надежда, спасибо большое за рассказ. Побывав впервые в этих местах в 2009 году снова тянет туда вернуться. Жаль только, что в скором времени там уже практически ничего не останется.
Чикинёв Николай  29.10.2010 23:44
Спасибо за Тупик !
игнатова(гребнева) надежда  07.10.2010 10:42
Сегодня все заново перечитывала. Ах ,где мои 20 лет,как бы хотелось пройти по этому маршруту! В детстве я ездила на мотовозе из Выксы до Светлого.Каждое лето меня возили на каникулы в Пекчур к многочисленным родственникам.Вы правы,Пекчур состоял из одной улицы,он стоял на бугре,а внизу текла речка.. Из этой реки брали воду для питья и никто ,никогда не заболел.Чуть выше по речке был омут-там мы купались.А за Новинками по этой же речке,было место с названием ГЭС,может там и было что-то похожее на ГЭС раньше. Туда мы ходили ловить раков.Просто руками ловили,их было очень много,но водились они только там..Мне было лет 14-15,я приносила домой целый рюкзак раков.Позже,в 18 лет меня отец устроил на работу на Лесозавод,в Выксе. Там было три цеха- ДОЗ.Нижний склад и УЖД. Вот в УЖД я работала бухгалтером два с половиной года.В это время до Светлого уже не ходили тепловоэы.только до Некрасовского. Нас туда возили за грибами на дрезине. Черных груздей было!!! Да,еще про грибы вспомнила,как же много было их в Пекчуре,т.е в близлежащих лесах.Рвали одни белые,да и то не все.Только молоденькие,крепенькие. А в сторону Горелышева ходили за малиной. Лесных даров было много,всяких- по сезону. Тем и жили местные жители. В семидесятые годы все раз"ехались.Кто в Нижний,кто в Рязань,кто В Ермишь. Хотя в Е рмиши уже тоже делать нечего.Рабочих мест нет,молодежи не за что зацепиться. А ведь какой поселок был! Вот и все ,чем я хотела с вами,ребята поделиться. Читала,перчитывала с большим удовольствием. Всего вам доброго.Какие интересные у вас путешествия!!!
игнатова надежда  06.10.2010 14:13
С таким удовольствием прочитала! Родные до боли места.Из Пекчура родом моя мама,все детство я провела в этой деревне. Я уже родилась в Выксе. Отец родом из Корнеевки. . В молодости я работала в УЖД Выксунского ЛТУ.Несколько раз ездила по этой узкоколейке . Как-будто сама побывала в родных местах,прочитав о вашем путешествии. Спасибо.. Для связи: я в "одноклассниках"

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph