Прочитав в очередной
раз на форуме вопрос
"а что такое
термуха/флиска/мембранка/виндстоппер,
помогите, запутался" и
вспомнив свои мучения при изучении
этого "богатства" решил немножко
систематизировать имеющиеся на данный момент знания по этому вопросу.
Сознательно
не буду писать о том, одежду какой фирмы лучше выбрать, а просто
немножко
расскажу, что есть что. Итак….
Что нам требуется для того, чтобы ехалось нам с
максимально
возможным комфортом? Оставим в стороне железки и подумаем немного о
нас,
любимых. А надо-то всего ничего: чтобы было сухо и нежарко, и
желательно без
«приятного» (особенно при отрицательной температуре) ветерка,
обдувающего нашу
тушку. Причем в любую погоду, при любой нагрузке. К великому сожалению,
однослойную одежду (скажем, по типу этакой маечки с рукавами), которая
будет
работать так, как нам надо, еще не изобрели, и надеяться на это в
обозримом
будущем явно не стоит. К счастью, человеческий гений еще с давних
времен умел
комбинировать различные материалы и их свойства, чтобы в результате
получить
то, что требовалось. Одежда тоже не избегла этой участи, и в итоге мы
получили
как раз ту самую пресловутую «трехслойку», о которой все пишут.
Рассмотрим ее
поподробнее. Итак,
Базовый слой
Он же «термуха». Немножко теории: при большой
нагрузке
человеческое тело, как нетрудно догадаться, вырабатывает большую
мощность.
Опять-таки к сожалению, КПД организма не равен 100%, поэтому часть
вырабатываемой энергии неизбежно превратиться в тепло. А раз нашей
тушке стало
теплее, то она начинает потеть, что комфорта ну никак добавить не
может. Задача
базового слоя – забрать у тела влагу, на внутренней части термухи,
которая
прилегает к телу, и перевести эту самую влагу на наружную сторону
ткани. Для
того, чтобы этот процесс шел результативнее, термуха должна как можно
лучше
облегать тело. В результате работы хорошей термы мы имеем влажную
снаружи
ткань, и чувство приятной сухости изнутри. Это достигается, во-первых,
за счет
полностью синтетической ткани (нити из полиэстра), а во-вторых, за счет
хитрого
плетения этих нитей. А так как разные фирмы используют разное плетение,
то
получается, что одни термухи работают лучше, другие же – хуже. И
понять, какая
из них лучше, можно лишь опытным путем., увы нам.
Термобелье выглядит, например, так:
Многие веломайки также являются термобельем,
соответственно,
никто не запрещает их использовать в этом качестве.
Однако же зимой в одной термухе будет явно
прохладнее, чем
надо, поэтому возникает законное желание немножко утеплиться. Здесь нам
поможет
Средний (утепляющий)
слой
Как правило, его обычно называют словом «флиска». (fleeсe
– «шерсть»). Этакая кофточка, довольно
нежная и мягкая на ощупь, делается целиком и полностью из полиэстра.
Прекрасно
сохраняет тепло, прекрасно «дышит» (и,
соответственно, продувается), очень плохо намокает. Можно, конечно, в
качестве
утеплителя использовать и кофту из шерсти, но после того, как она
намокнет от
пота, чувство приятной сухости может исчезнуть с любой, даже самой
лучшей
термухой. Итак, используем полностью синтетическую флиску. Все ли
флиски
«одинаково полезны»? Очевидно, нет. Говорить о производителях и
технологиях мы
не будем, здесь сам черт ногу сломит, а поговорим вот о чем: разумно
предположить, что в -25 нам нужно немножко более качественное
утепление, чем в
-5. Как этого добиться? Очень просто – флиски делаются с разной
толщиной ткани,
соответственно, для разных температур можно подобрать нужную. Итак,
можно
сказать, что флиски бывают из «сотого полартека», «двухсотого» и
«трехсотого».
«Сотый» - самый тонкий, «трехсотый» - самый толстый. Толщина
подбирается
индивидуально, исходя из личных пристрастий – кто-то может вообще без
флиски в
мороз катать, а кто-то и в 300-й даст дуба. Разумеется, их можно и
комбинировать – например, натянуть поверх флиски из «сотки» флиску из
«двухсотки» - такая комбинация будет иметь определенные преимущества
перед
одной флиской из «трехсотки» - в процессе езды можно регулировать
степень
утепления надеванием/снятием одной из флисок.
Пример флиски:

Итак, наше тельце не мокнет от пота, хотя и
вкручивает на
пределе своих сил, от переохлажления тоже не страдаем – спасибо флиске.
Что
забыли? Ветер забыли. И дождь. Или, что еще приятнее, их комбинацию.
Флиска
намокла и продулась ветром, байкер заболел и покинул этот бренный мир…
Вечная
ему память. Для того, чтобы избежать такого, прямо скажем,
несчастливого конца,
используем с наибольшей пользой все новейшие (или почти новейшие)
достижения
науки и техники – мембранные ткани. Итак,
Третий (мембранный)
слой.
Благодаря невиданным достижениям в области
нефтехимии и в
ткацком ремесле лет этак 30 назад были изобретены первые мембранные
ткани. Они
обладали удивительными свойствами: умели пропускать через себя водяной
пар, и в
то же время не пропускали воду. Как раз то, что нам требуется, не
правда ли?
Так появилась одежда из мембранных тканей. Их данный момент времени их
еще
больше, чем видов флиса и термотканей вместе взятых. Как же сделать
свой выбор
в пользу куртки из той или иной ткани? Это несложно. У мембран есть два
основных критерия выбора – показатель «дышимости» (гр/м2/24ч) и
«водоупорности»
(мм). (расшифрую – сколько грамм водяного пара пропустит через себя
кусок
мембраны площадью 1м2 за 24ч, и, соотвтественно, давление какого столба
воды
эта мембрана способна выдержать и не потечь. При каких условиях эти
данные
получены, правда, обычно не указывается). Чем больше «дышимость» и
«водоупорность» - тем лучше. Для велоприменения имеет смысл обращать
внимание
именно на показатель дышимости – по возможности, он не должен быть
меньше
10000. Следует, однако, помнить: при большой нагрузке в любой, даже
самой
лучшей мембранке будет жарко, и внутренняя поверхность куртки будет
увлажняться
– все же дышимость даже лучших мембранных тканей все еще недостаточна…
Прогресс, однако, не стоит на месте, и возможно, в недалеком будущем
будут
изобретены водонепроницаемые ткани, по-настоящему «дышащие».
Пример мембранной куртки:

Существует и другой вид мембранных тканей - «виндстоппер», «виндблок» и еще куча
названий, обозначающих ткань, которая имеет хорошую дышащую
способность, но не
продувается ветром (и не спасает от дождя).
В ветренный холодный (но без
дождя) день виндстопперная
курточка будет более разумным выбором, чем «мембранка» (защищающая от
воды).
Кстати, иногда можно услышать фразу типа «гортексная куртка»; пугаться
этого
непонятного слова не следует, а следует лишь знать, что «gore-tex» - это
мембрана одной из старейших фирм, разрабатывающая
мембранные ткани, и иногда используется как имя нарицательное для всех
мембран
(по аналогии с «ксероксом»).
Следует еще отметить, что
некоторые мембранные ткани
довольно критично относятся к стирке, особенно порошком. В то же время
против
стирки обычным хозяйственным мылом нет как правило никаких
противопоказаний.
Вот так.
Кроме термух, флисок и мембранок
самих по себе существуют
также и разного рода их комбинации, к примеру терма с утеплением
(что-нибудь с
названием вроде «polartec power stretch»),
флиски с виндстоппером, мембранки с флисовой подкладкой внутри и т.п.
Как
правило, подобные комбинированные виды работают хуже, чем, например,
отдельная
термуха+отдельная флиска.
На сайте реалбайкера http://realbiker.ru/articles/
можно пофтыкать в кучку статеек об одежде и технологиях. Главное – это
не
сломать голову, пытаясь переварить увиденное там.
Итак, в итоге мы пришли к "классической"
схеме: на тело надеваем термуху, поверх нее, в зависимости от
температуры за бортом, надеваем куртку из мембранки/виндстоппера (если
относительно тепло), либо пододеваем под эту куртку флиску (если на
улице особой жары не наблюдается). В процессе движения, особенно если
ехать, а не "тошнить", тело хорошо разогревается, так что укутываться
не надо, только зря вспотеем. Одеваться нужно так, чтобы, стоя на одном
месте, было прохладно. Если на маршруте запланированны большие
остановки, лучше взять что-то теплое с собой, и одевать это теплое уже
на остановке.
|