Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Где покататься



Фото из путешествий
Аэродром

 Южный Урал - 2009
Старт: 2009-07-25 20:20
Маршрут: Уфа - Иглино - Улу-Теляк - Аша - Миньяр - ур. Топорки - Юлаево - Алькино - Малояз - Лаклы - Еланлино - Сакияз-Тамак - Сатка - Бакал - Катавка - хр. Большая Сука - Олимпиев кордон - Тюлюк - г. Иремель - Николаевка - Белорецк - Серменево - ст. Белорецк

Дистанция: 550 км

Время: 2 недели (11 ходовых дней)

Участники: RaFaeL, CrAVas, blood-santa, runaway, X-Man, SeBur

GPS track


Южный Урал - 2009

Уже не вспомнить, когда именно появилась идея посетить в рамках велопохода Южный Урал. Увиденные на фотографиях красоты тех мест заворожили настолько, что мысль о поездке в те края возникала вновь и вновь, постоянно трансформируясь из просто идеи во вполне конкретные варианты маршрутов. И вот в один из зимних дней «пасьянс сошелся» - как то сама собой придумалась нитка пути от Уфы до долины Сима, через родину Салавата Юлаева к пещерам и скалам реки Ай, мимо карьеров Бакала к горным хребтам с кульминацией похода – вершиной Большой Иремель и промежуточным финишем в Белорецке, откуда можно как «выброситься» двумя состыкованными электричками в Уфу, так и проехать этот участок своим ходом по новой асфальтовой трассе, «закольцевав» тем самым маршрут. Не все просто оказалось с заброской – на момент создания маршрута ходил прямой (хоть и «проходящий») поезд, который вдруг с нового сезона перенесли на другую ветку и пришлось рассматривать варианты с пересадкой (что на самом деле многое в итоге упростило) – и вот уже в культурную программу включена Самара. Мужской коллектив из 6ти участников подобрался достаточно опытный, прогноз пугал жарой в 30 градусов – все это позволяло надеяться на успешное прохождение маршрута. Итак, суббота, 25 июля, мы садимся в поезд Горький – Самара…

День 0. Воскресенье, 26.07.

Про поезд до Самары рассказывать особо нечего – плацкарт как плацкарт, велы в чехлы и на третьи полки, вопросов ни у кого не возникло. А в Самаре нас уже встречают – за пару дней до нашего приезда была создана темка на форуме www.velosamara.ru, и гостеприимные самарцы (Сергей и еще Сергей) организовали отличную велопрогулку по центру города и прилегающим территориям (причем, налегке, велорюкзаки дожидались нас на квартире недалеко от вокзала). Кое-кто из нашей группы не смог устоять перед желанием увезти с собой «сувенир» – в одном из веломагазинов были приобретены специальные крепления для «полторашки» на раму – и почему такие не продают у нас? Сначала посетили «Дачу со слонами», далее – парк, центральные улицы, площади и фонтаны, остановка в общепите на обед и «кружку чая», и снова продолжение культурной программы: православные соборы, синагога и католическая церковь, памятники Высоцкому, Чапаеву и Пушкину, и в завершение - кульминация покатушки: «Дно». Это место упоминалось в течение дня самарцами не раз как достопримечательность, которую не посетить ну никак нельзя, мы же были в недоумении, а что же там такого интересного… Приехали, увидели. Словами не передать. Вкратце: пивзавод «Жигулевское пиво», на углу завода – фирменное кафе, в котором сделано специальное окошко для выдачи пятилитровых канистр со свежайшим «жигулевским». И тут же начинается километровый пляж, куда от этого самого окошка с канистрами устремляется вереница людей… За пивом, купанием и разговорами время пролетаеи незаметно и пора ехать обратно на вокзал, пообещав как-нибудь вернуться с покатушками по Самарской Луке. На самом дальнем пути (это очень важное замечание после пары литров пива, рюкзака на спине и вела в чехле) нас ждет поезд Самара – Уфа.

Поезд Горький - СамараНа перроне в СамареУ местного веломагазина
Дача со слонамиФонтанОдна из центральных площадей
Георгиевский храмВид на ВолгуЦерковь
Памятник ВысоцкомуКалолическая церковьПамятник Чапаеву
На днеПляжВечер на Волге
ВолгаЛадьяВокзал

День 1. Понедельник, 27.07.

Еле-еле проснувшись утром, обнаруживаем себя уже на подъездах к Уфе. Этот поезд приходит относительно рано, но и тут нас встречают – на этот раз форумцы с www.veloufa.ru. Велопрогулка у нас запланирована перед отъездом и мы сейчас прямо на маршрут, так что получаем визитку местного велосообщества с советом звонить - помогут, если вдруг какие вопросы будут. Всё, долгожданный старт! Первый участок, впрочем, был коротким - поднимаемся в гору от вокзала и останавливаемся у продуктового супермаркета – хоть и едем мы пока по населёнке, но сделать запасы на пару дней пути все равно необходимо. Тут обнаружилась некоторая проблемка с наличием в магазинах хорошей тушенки – все известные нам «проверенные» варианты отсутствовали, а то что было и доверия не внушало, и цены зашкаливали. Забегая вперед, скажу, что до самого конца маршрута тушенку приходилось покупать самую разную, и лишь редкие образцы соответствовали нашим представлениям о качественной тушеной говядине. Тогда же это все было списано на плохой ассортимент конкретно этого магазина, и, выехав на проспект Октября (одну из самых загруженных улиц города, что-то типа нашего проспекта Ленина), мы помчались наперегонки с автобусами и маршрутками к выезду из города. Первая же небольшая остановка на фотографирование местного дворца культуры с интересным изображением Ленина (похожего скорее на какого-то башкирского коневода) переросла в большую – Макс прокололся… Клеимся, заодно немного перепаковываем рюкзаки, более-менее равномерно распределяя снарягу.

На выезд из города построено новое шоссе, которого на старых картах нет, и хоть трек и был прорисован по старым дорогам, поехали прямо, срезая углы: мост то все равно один. Вот и он, вот и поворот на Иглино. Здесь основной трафик ушел на М5, мы же туда не поедем, а весь первый день будем «вкатываться» в маршрут на ровных и незагруженных дорогах местного значения. Первая граница районов – въезжаем в Иглинский, обходя сам райцентр по объездной. У Чуваш – Кубово асфальт ненадолго заканчивается, дальше через село идет грейдер (так то можно бы объехать, но нужна была питьевая вода). Еще неприятный сюрприз: нет колодцев! Т.е. они есть, но все находятся у домов за заборами, а народа у домов что-то совсем не видно. За селом даже заехали в летнее кафе (может если воды не наберем так хоть перекусим) – нет, это не то кафе где обедают, тут только пиво-чипсы, продукты в середине дня практически бесполезные. Тавтиманово – та же история, все колодцы за заборами… Кстати, там делают дорогу и скоро асфальт будет на всем протяжении этого участка. Ага, один общедоступный колодец таки обнаружен – у мечети. Ну и что? Колодец то есть, а вот воды в нем практически нет: ведру некуда тонуть, и получается набрать только какие-то капли. Поскольку впереди был непонятный участок маршрута, а вода совсем уже кончилась, пришлось проситься к колодцу местных жителей – удачно, фляжки полные, едем дальше

Читая маршруты других групп, везде рассказывалось про какие-то проблемы с поиском дороги в этом месте – странно, думалось мне, вот на карте явно нарисована дорога с покрытием через Новотроицкое на Кудеевский. Ага, на карте! А в реальности дорога уходит в сторону М5, а вдоль ж/д идет что-то не вполне удобоваримое. Поразмыслив и перебрав варианты (можно было конечно и поехать прямо по этой грунтовке, можно было и чуть вернуться, переехать ж/д пораньше и поискать дорогу там), выбрали попробовать повернуть попозже – на карте чуть далее есть еще один поворот. Ну и собственно вот там то дорога и нашлась – грейдер, а затем бетонка пересекла ручей, нырнула под насыпь и вышла в Новотроицком. Еще пара километров грейдера с большими лужами, и надпись на указателе гласит, что мы приехали в большой поселок Кудеевский – пора найти магазин и немного перекусить…

После посещения магазина очередной раз пересекаем ж/д, и снова ровная асфальтовая дорога. На въезде в Урман страшная надпись на щите «Запретный район, проезд закрыт» и предложение объехать поселок по объездной. Вроде как ничто не мешало повернуть по стрелке объезда, но любопытство взяло верх и поехали мы прямо -да нет там ничего страшного на самом деле, всего-то военный городок за колючей проволокой, который дорога все равно обходит мимо. В Фаткуллино замечаем большую надпись на воротах «молоко» и стадо коз, бредущее по дороге – ура, теперь есть на чем утром варить кашу! Нет, не козьего купили, молоко там было и коровье тоже. В Улу-Теляке группы обычно едут прямо, а вот мы свернули в сторону М5 – есть тут один небольшой секрет. Дело в том, что недалеко от Казаяк-Кутуша разрабатывается новый карьер, ну и дорога к этому карьеру сделана с обеих сторон (а на картах то ее нет). Разумеется, это не асфальт, а щебеночный грейдер, но ехать по нему вполне нормально. В одном месте дорога проходит совсем недалеко от реки Сим, где и было намечено плановое место ночевки. Грунтовый съезд привел к неплохой полянке с кострищем - падаем…

Дневной пробег: 92 км

На перроне в УфеУфаУ дворца культуры
Въезжаем в Иглинский районМечеть в ТавтимановоНа въезде в Урман
А не купить ли молокаРека СимНаша стоянка

День 2. Вторник, 28.07.

Река Сим в месте ночевки оказалась вполне купабельной, хоть и не глубокой. Позавтракав, выбираемся на тот же грейдер, едем дальше. Совсем скоро на горизонте появляются горы – хоть это еще и скорее холмы чем горы, первый же подъемчик заставляет думать иначе. Ищем вариант проезда к первой культурной достопримечательности – мемориалу памяти о трагедии 1989 года около о.п. 1710 км – хоть маршрут и в горы, мимо таких мест мы не проезжаем. На картах, разумеется, нет ни станции, ни дороги к нему, так как все это появилось уже в новейшей истории, приходится надеяться что и с юга на станцию есть хотя бы тропинка. Так и есть – весьма заросшая по сторонам крапивой, но тем не менее без проблем проходимая тропка выводит нас к железной дороге, совсем рядом – станция и мемориал. Отсюда уже есть асфальтовая дорожка на Красный Восход – по ней и поедем. За Кр. Восходом снова грейдер – ого, а тут прямо по курсу видны уже настоящие горы! Грейдер поворачивает на Казаяк, где на въезде в село весьма кстати обнаруживается свободный (т.е. не за забором) колодец. И в этом же селе мы в очередной раз пересекаем ж/д, причем не по переезду, а пешком у вокзала - ну вот так получилось.

Сразу за селом на карте обозначен памятник – итак, что же там такое? Простенькая такая стела, табличка на которой сообщает о похороненных здесь жертвах 1919 года, зверски замученных колчаковцами. Далее все тот же широченный грейдер для карьерных камазов (рядом есть и старая дорога, а по новой движение, если верить знакам, запрещено), незаметно въезжаем в Челябинскую область, пересекая по мосту реку Аша и въезжая в одноименный город. Ближе к центру города начинается асфальт, и здесь же – «Магнит», в котором дозакупаются продукты. Ашу мы проехали насквозь без особого осмотра, но мимо местного завода без остановки проехать сложно – у входа красивые фонтаны и памятник основателю, Алексею Ивановичу Умову. На выезде из города - первые красивые скалы совсем рядом с дорогой и крыша над ж/д под ними. Нас же интересует иное: совсем рядом находится Киселевская пещера, одна из ключевых точек сегодняшнего дня. По интересному подвесному мостику (по фоткам казалось, что он пешеходный – ан нет, легковые машины по нему ездят) переезжаем Сим, немного грунтовки и вот уже тропка, уходящая вверх по крутому склону. Пещера оказалась очень интересной, длинной и непредсказуемой: казалось бы, все уже, последний зал – а вот и нет, где-то в углу находится очередной узкий проход, ведущий дальше, дальше, дальше… Скорее всего, даже не везде в пещере мы в итоге побывали – карты то не было, а длина системы - несколько сотен метров. Вообщем, лазали мы там часа два к явному неудовольствию Михи, скучавшего все это время снаружи у велосипедов. Вдобавок насколько пещера была интересной, настолько же и грязной (всё в сырой глине) – по выходу пришлось еще и себя отмывать, и снарягу в близлежащем ручье. А после всего этого что у нас по плану? Разумеется, остановка на обед на реке! Вот так вот, въехав в Ашу в 12, покидаем город только в 16 (здесь и далее время - московское).

Дорога Аша – Миньяр считается одной из красивейших асфальтовых дорог тех мест, и вполне заслуженно – частенько то по сторонам, то впереди скалы создают причудливые формы. Местами (например, перед въездом в Миньяр) даже кажется, что это не работа ветра и воды, а искусственный барельеф. Из-за наличия объектов для фотосессий группа немного растягивается и встречаемся мы лишь в центре Миньяра - рядом с закрытым музеем, парой памятников и видом на обшарпанный дом культуры (вроде бы). На выезде из Миньяра Андрюха сообщает о небольшой проблемке – обод в одном месте немного выгнут и надо бы посмотреть что там внутри. Поскольку время идет к вечеру и пора бы уже искать место для ночевки, оставляем это до лагеря – но теперь придется искать место пораньше, чем планировалось и не сильно далеко от населенки (вдруг с ободом совсем все плохо). Сворачиваем на грейдер до Биянки – дорога хоть и идет в долине реки, но вставать негде – то гора, то скала, то сады-поля-огороды. Лишь через 8 километров, когда река практически превратилась в ручеек обнаруживается достаточно подходящая полянка со следами ночевок, здесь и паркуемся.

Дневной пробег: 73 км

ГрейдерПамятник башкирской трагедииВпереди - горы
По грейдеруПамятник героям гражданской войныТропа КамАЗов
Памятник Умову в АшеСкалыМост через Сим
В Киселевской пещереЛетучая мышьRunaway в пещере
Покидаем пещеруСнова мост через СимДорога в долине Сима
Река СимСкалыТанк в Миньяре
Дом культуры в МиньяреОтвалы у МиньяраЖелезнодорожный мост

День 3. Среда, 29.07.

Рассказ об этом дне следует начать с вечера дня предыдущего. А именно с момента, когда, вскрыв колесо, было обнаружено, что пациент скорее мертв, чем жив… Трещина на 70% длины окружности обода явно говорила о том, что это колесо дальше по маршруту не поедет… Обода в походных условиях не ремонтируются, и для того чтобы ехать дальше нам нужно новое колесо (ну или хотя бы обод с последующей переспицовкой, но где ж его тут отдельно взять). Первой мыслью было скататься в Уфу на электричке для переспицовки, а потом возникла другая идея – а не спросить ли у кого из велоуфимцев колесо напрокат на недельку, все равно мы домой уезжаем из Уфы, ну вот там и вернем. ОК, ищем визитку, лезем на гору (внизу связи почти нет), звоним. И в результате договариваемся, что завтра колесо привезут на ближайшую станцию, и нам нужно только его приехать и забрать! И вот, утром отряд в лице Макса и Михи привозит колесо (оставляя взамен сломанное), а значит, можно в полном составе ехать дальше! Пользуясь случаем, очередной раз хотелось бы выразить благодарность велоуфимцам за эту неоценимую и такую важную в тот момент помощь!

Итак, вел мы собрали и поехали дальше по маршруту. Как оказалось, остановились мы вчера весьма вовремя – буквально через пару километров дорога уходила из долины и поднималась на водораздел. Набрав около 150 метров высоты на подъеме, примерно столько же пришлось сбросить на спуске. Мост через Нижнюю Биянку, здесь нам направо (на карте поворот дальше и выше, но в реальности дорога идет вдоль реки). Про этот участок на форуме Велоуфы были разные мнения (от вполне проезжей дороги до глухих мест), в реальности все оказалось просто – хорошая каменистая грунтовка, через один ручей даже мостик есть (через второй уже кончился, рядом брод), единственное, что мешает ехать – свежесрубленные ветки деревьев, тут и там лежащие поперек дороги. Как выяснилось позже, близ урочища Топорки есть несколько сенокосов, и ветки эти срубаются, чтобы сено при вывозе на деревьях не оставалось. В итоге через два часа после поворота мы уже спускались к Муратовке, причем это учитывая остановку на очередной прокол (опять у Макса). Кстати, заодно отвечу, а зачем мы вообще туда полезли – а как иначе объехать участок трассы у города Сим? Вот теперь и на этот вопрос ответ есть.

Муратовка - магазин (без крыши, окон и дверей), деревянная церковь (в примерно таком же состоянии) и «твердое покрытие» (очередной грейдер). Но поворот на Юлаево не за горами (всего лишь за холмом), а это уже снова Башкирия и там начнется асфальт, положенный не так давно к очередной годовщине Салавата Юлаева: на картах покрытие опять же не обозначено. Как нам позже рассказали в музее, село это к Салавату на самом деле практически никакого отношения не имеет, родился он не там и названа она его именем незаслуженно, а памятник вообще не в тему. Но тогда мы этого не знали, да и вообщем-то не так уж и важны нам подобные исторические мелочи – главное, вот асфальт на Алькино, куда желательно поторопиться, а то закроют магазин и останемся без хлеба к ужину. Однако, успели - вообще говоря, с работой магазинов в Башкирии достаточно неплохо: если уж он есть, так и работает до 21-22, а то и дольше. Ну и пора на Юрюзань, стоянку искать – да, пробег сегодня получается небольшой, а что делать, ведь обязательно нужно посетить музей в Малоязе, а сделать это получится только завтра – музеи до ночи работать не любят, придется немного сдвинуть график... После некоторых поисков нашлась и стоянка, причем одна из лучших в походе: с хорошим подходом к воде, оборудованная даже умывальником и скамейкой, но при этом имеющая очень хитрый подъезд с дороги и скрытая от нее лесополосой и оврагом (если бы не начали искать место сильно выше по реке, постепенно в поисках подхода к воде спускаясь все ниже – не заметили бы эту полянку). Палатки ставились прямо на землянику. Еще бы Юрюзань была не «по колено»…

Дневной пробег: 43 км

Вид на стоянку с горыГадюкаДорога на Биянку
МостБродДорога на Муратовку
Магазин в МуратовкеВозвращаемся в БашкириюПамятник в Юлаево
Не смолкнут песни Салавата…Долина реки ЮрюзаньКузнечик
Река ЮрюзаньСтоянкаВид на Юрюзань со стоянки

День 4. Четверг, 30.07.

Погода сменилась. Если до этого была жара днем и очень тепло ночью, то к этому утру многим пришлось вспомнить об оставленных дома межсезонных спальниках. Над Юрюзанью гуляли облака тумана… Как обычно, рано выехать не получилось, еще и прокол обнаружился у меня на самом старте. Выбираемся на асфальт, держим курс на Малояз. Слева на холме камнями выложена очередная надпись (такие надписей в тех краях много), справа за рекой видна «Скала Салавата», а впереди – стела на въезде в село. Групповые фото у таких надписей - уже традиция, ну и в этот раз мимо не проехали. Центральная улица села выводит прямиком к музею, который является одной из ключевых точек маршрута: раз уж мы приехали в Башкирию, следует ознакомиться с историей, пожалуй, самого известного башкира – Салавата Юлаева, а вряд ли где-то это получится сделать лучше, чем в музее у него на родине. И, конечно же, с экскурсией (а то не запомнится)! Кроме основной экспозиции нам совершенно безвозмездно показали частную выставку камней и картин из них. А еще перед музеем стоит бюст Салавату – в точности такой же как в Юлаево и паре других мест, так что не удивляйтесь, если вы уже встречали что-то подобное.

После культурной программы следуют не менее важные остановки у колонки и магазина, и по интересному пешеходному мосту мы пересекаем Юрюзань (на карте этого моста нет). Дорога поднимается в гору (причем рядом с грейдером накатана более ровная грунтовка) - едем к пещере. Пещера, разумеется, носит имя Салавата. В музее рассказали, что в окрестностях есть еще дуб Салавата, камень Салавата и много что еще, но так как места эти не так раскручены и путеводителя по ним нам не встретилось, то пришлось пропустить. А вот пещера находится прямо у дороги и там недалеко тайник. В пещеру не полезли – вроде как маленькая она, все равно дальше по курсу более солидные объекты данного класса, да и без хорошей веревки не сильно удобно туда спускаться и подниматься обратно. Следующий асфальтовый час пути ожидался скучноватым, но и тут нашлось на что отвлечься – сначала неожиданный памятник у дороги «Героям гражданской войны в боях у переправы через Юрюзань», а затем разбитая как после бомбежки дорога на последней паре километров. Перекресток, спуск в Лаклы - не пропустить бы поворот к пещере. Где-то читал, что пещера рядом с родником, так вот ничего подобного: если вы справа увидели родник, значит пещеру давно проехали, а сворачивать к ней надо сразу, как кончится дорожное ограждение. Увидите что-то типа мостика через ручей (ну не то чтобы мостик – так, несколько бревен кинули) и тропинку вверх по склону – вот где-то на середине подъема вход в пещеру, ну а если подняться еще дальше, то будет отличная возможность пофотографировать (где-то там же и тайник. Нафотографировались вдоволь, а вот с пещерой получилось не так как хотелось – налобники то внизу забыли! :)

Что у нас там сегодня дальше по плану – да, село Лаклы и скала Капка-Таш. В селе аж два памятника комиссару Хамматову, зато в очередной раз абсолютно никакой ассортимент тушенки в магазинах… В поисках дороги к скале изрядно поколесили по местности, в итоге вырулили к реке, уперлись в пару стоянок (дорога закончилась), оставили на Миху велы и пошли напрямую по стрелке вдоль склона. Не повторяйте нашей ошибки! А то придется потом карабкаться по камням, цепляясь за деревья, при том что на самом деле чуть выше идет натоптанная тропинка – это мы на обратном пути ее нашли, а так чуть ли не до скалы по кустам пробирались. Итак, Капка-Таш, она же «Каменные ворота», - место где Ай прорезает себе дорогу сквозь скалы в последний раз перед широкой долиной ниже по течению. Сложно словами передать виды с самой верхушки – ну просто очень красиво, смотрите фото, а нам пора ехать дальше… Мост через Ай, стела на въезде в Кигинский район, новая асфальтовая дорога в объезд Еланлино – на карте ее нет, поэтому не сразу поняли, а чего это трек нарисован по грунтовке при такой вот дороге в наличии. Зигзугами через ферму въезжаем в село (официальный асфальтовый подъезд совсем с другой стороны), здесь тоже есть памятник местному комиссару - Бохрану Шарафетдинову. Нужная нам каменистая дорожка за селом постепенно превращается в грунтовку, но не становится от этого менее проезжей. Вот ЛЭП, вот поворот вниз (очень крутой, спускаться только на тормозах), а вот и фонтан! Хоть и говорят что место это попсовое (ведь дорога проезжа даже для «паркетника» с нормальным клиренсом), все равно советую посетить – ну редко где еще такое увидишь, особенно в средней полосе: настоящий природный фонтан, и без всяких там метровых труб. Одна палатка тут уже стоит (пара пеших туристов из Уфы), ну и мы рядом поместимся. Вечер проходит под шум фонтана, изредка с добавлением воплей (по другому не скажешь) смельчаков, рискнувших искупаться в его ледяной воде…

Дневной пробег: 54 км

Утренний туманВозвращаемся на трассуНа въезде в Малояз
Памятник в МалоязеВ музееМузей
У музеяМост через ЮрюзаньПодъем от Калмакларово
У пещеры СалаватаПамятник героям гражданской войныДорога на Лаклы
К пещере - направоТропа к Лаклинской пещереЛаклинская пещера
Вид от пещерыВ селе ЛаклыПамятник и мечеть
Памятник комиссаруИдем на Капка-ТашВид со скалы Капка-Таш
На скале Капка-ТашВъезжаем в Кигинский районПамятник в Еланлино
На стоянке у фонтанаФонтанЗакат

День 5. Пятница, 31.07.

Итак, за последние три дня мы проехали двухдневный план, что не особо радовало. Утро начинается с прогулки на очередную смотровую площадку и поисков тайника. Ну и обратно, вверх со дороге (въехать там нереально, как минимум с грузом)… Поднявшись, продолжаем ехать по той же проезжей грунтовке - не пропустив нужный поворот, вновь пересекаем невидимую границу Челябинской области и постепенно спускаемся снова к реке Ай. Разные путники попадались нам на этом пути – то стадо коров, то пара охранников с тупым «не ездите туда, там детский лагерь». Фиг вам, куда хотим туда и едем, мы вообще пещеры собирались посмотреть, - детский лагерь это неинтересно, а вот пещерный город... Мимо лагеря, однако, проехать не получилось даже к пещерам, тропка там по-видимому одна, да и та сомнительного качества – деревья всякие поперек нее лежат, опять пешком гулять придется. В принципе, делать с велами у пещер действительно нечего, так как обзорный маршрут идет вдоль крутого склона по чисто пешеходной тропинке, а кольцуется вообще через пещеру, в которой только ползком. И наверху тоже есть смотровая площадка на реку Ай, очередной объект фотосессии. По той же тропинке возвращаемся в «детский лагерь».

Противоречивая информация была про это место в разных источниках. Кто-то пишет, что чуть ли не автобус через реку к пещерам ездит, кто-то перевоз на катамаране местных жителей описывает – интересно, что же тут на самом деле. Проехали лагерь (реально очень большой палаточный лагерь, стоит он тут все лето, и «пионеров» там явно не одна сотня), выехали к автомобильному броду, даже попытались проверить возможность перехода (у берега река кажется совсем мелкой). В этот момент рядом нарисовался еще один охранник этого самого лагеря и посоветовал не заниматься фигней, так как этот брод Уралу по фары, а для людей тут есть более другое место, там чуть выше колена будет. Ну ладно, давайте посмотрим ваше место… Ага, чуть выше по течению натянут трос и к нему даже катамаран привязан, жаль на том берегу. Только катамаран нам не дадут, так как у нас докУментов нету это катамаран начальника лагеря, а он куда-то ушел, а без него нельзя. Ну фиг тогда с ним, попробуем так перейти… В итоге, посмотрев, как вода доходит Максу на середине реки до пояса, катамаран нам все-таки выделили за небольшую плату: «100 за всех» лодочника не устроило, заплатили 4 раза по 20, итого 80 (Макс и Сергей к этому моменту уже перебрались сами). Этому варианту решения вопроса меньше всего был рад Макс, после переправы упорно подстрекавший лодочника везти нас обратно ибо нефиг.

«Дорога дальше одна, не ошибётесь» - кстати не факт, сначала то одна, а вот наверху в полях есть неочевидная развилка, на ней левее. Дорога и карта живут здесь каждая своей жизнью, причем дорога то неплохая – али грейдер, али грунтовка такая каменистая. А спуски… эх, страшновато, то там то тут камни по курсу, только успевай выруливать и тормозить. В Алексеевке находим колонку с питьевой водой, а сразу за очередным крутым подъемом – автобусная остановка и «ура, асфальт!» Рано радуетесь, нам все равно сейчас опять в поле, хе-хе, на «Большие притёсы». Без проблем находим нужную дорогу, выезжаем к реке… Нуууу, это надо видеть! Нереальной красоты место! Казалось бы, сколько мы уже посетили за последние сутки смотровых площадок, но этот вид завораживает особо. «Давайте сюда!» - кричу я водникам где-то там внизу каньона. «Прыгай!» - не менее шутливо отвечают они. А еще тут пещеры есть, с тайником.

Продолжаем путь по интересностям реки Ай. Грунтовка вдоль берега выводит на какую-то частную ферму, причем с внутренней стороны: шлагбаум немедленно подвергается исследованию, а можно ли под него пролезть с велосипедом, и можно ли его открыть – и то и то осуществимо. Возвращаемся ненадолго на асфальт – только для того, чтобы найти следующий съезд. Дорога вдоль лога действительно есть, это узкий каменистый грейдер. Буквально пролетаю нижнюю точку оврага, еле удерживая велосипед, оглядываюсь назад – группа остановилась на спуске, что-то случилось. Вижу Макса, сидящего на дороге, аптечку рядом с ним – значит, произошла серьезная авария. Разодранный в клочья локоть, огромное количество ссадин на боку и ладонях, сильно ушибленное бедро… Хоть переломы и что-то подобное отсутствуют, и Макс после обработки ран и перевязки может передвигаться самостоятельно, придется дальнейший поход как-то корректировать. Как минимум – уже сейчас придется искать место для лагеря. Ладно хоть от реки мы далеко не уехали, и все что нужно – это найти проезжий спуск к реке. Мелочь, казалось бы, только мы ведь над уровнем воды в сотне метров.

Грунтовые съезды с дороги обманчивы, упираются в тупики и возвращаются позже на тот же грейдер. Но ведь совсем рядом Кургазакская пещера - явно же к ней как-то ездят, место то известное (мы пещеру мельком осмотрели, привходовую часть, ничего интересного на самом деле. Может если дальше лезть, то там что-то есть, но не до того было совсем). В итоге находится слабенькая тропинка, ведущая к цели, но с велосипедами по ней пройти будет крайне трудно – возвращаемся на грейдер. Красиво выглядит в лучах заката заброшенный и полуразрушенный завод, к которому выходит дорога… Сейчас, рассматривая фотографии и карты, думается что, наверное, много потеряли, раз не залезли на вышку, да и каменоломни на карте не просто так ведь обозначены… Только не до всего этого тогда было – надо вставать, а негде! Есть вот на карте река Каменка, но мы то знаем, что русло ее сейчас сухое, без воды… А дальше уже населенка начнется… Так, а что это за указатель – «Палаточный кемпинг Айская Долина» - вот, что нам сейчас нужно! Как минимум, там будет река, как максимум – еще что-нибудь. Дорога идет по бывшему руслу Каменки, и к кемпингу выводит лишь через три с лишним километра. Кемпинг представляет собой поляну с накрытыми столиками, «тунц-тунц», куча непонятного народу – вообщем, только прочитав перечень услуг «кемпинга» стало ясно что тут такое – это место для корпоративных пьянок на природе со всеми удобствами не отходя от столика. Нам такое не подходит, поэтому поедем искать свою полянку, благо дорога вдоль реки есть. Выводит она в итоге, хм, практически к той же Кургазакской пещере, только уже снизу, т.е. если бы мы стали спускаться по тропинке дальше, сюда же бы и вышли (а что бы вы выбрали, десять проезжих км или один непроезжий?). И все бы ничего, только почти все стоянки заняты (весьма вовремя мы успели упасть на одну не самую плохую полянку, полчаса позже и стоянок не осталось бы совсем) и народ продолжает прибывать. А почему? А потому что сегодня пятница, вечер, а место это используется для стапеля водных ПВД. Как следствие – отсутствие дров и пьяные песни водочников водников до середины ночи.

Дневной пробег: 33 км

Утром на стоянкеФонтанНа смотровой площадке
Вид на Ай сверхуВид на Ай сверхуВид на фонтан сверху
И снова фонтанПодъем от фонтанаКоровы
Вид с пещерного градаВид с пещерного градаВид с пещерного града
Из пещерыВ пещереТропа от пещер
ПереправаПереправаСначала подъем
Потом спускИ опять подъемБольшие притесы
Большие притесыБольшие притесыНа какой-то ферме
После паденияПещера КургазакЗаброшенный завод

День 6.Суббота, 01.08.

Хорошая новость утром – Макс ехать дальше вроде бы может. Плохая новость – погода сменилась, пришел циклон, все затянуто тучами, идет мелкий дождь. Первый раз за поход приходится доставать горелки. В принципе, плохая погода именно сегодня это не очень страшно, так как следующие километров пятьдесят у нас асфальт (ну не считая пять км грейдера от стоянки), а там посмотрим. Дождь то усиливается, мешая обзору на очередном скоростном спуске в долину, то почти затихает, давая пофотографировать тоннель реки Каменка и виды с Парамоновского притёса. К моменту поворота на трассу осадки все-таки прекращаются, хотя тучки над горами говорят о том, что дождевики лучше далеко не прятать. Начинаем набирать высоту, пересекая хребет Сулея. Где-то наверху на очередной остановке Макс интересуется, а сколько нам осталось до Сатки и ходят ли там электрички. Так как, вы не поверите, но у нас ЛОПНУЛ ЕЩЕ ОДИН ОБОД! Причем в отличие от первого случая, этот был практически новый, использовался с дисковым тормозом, но тем не менее… Видимо, при вчерашнем падении серьезно пострадал не только Макс, а еще и его велосипед. Что-то как-то совсем все плохо :((

До Сатки доехать все равно нужно, дорога тут все время вниз, колесо должно выдержать. Попытку сделать групповое фото прерывает свадебный кортеж, приехавший сюда с той же целью, и по непонятным причинам нашему присутствию несказанно обрадовавшийся (примета что ли какая хорошая – туристов на свадьбе встретить?). Чуть дальше у дороги обустроенный родник – а сюда уже целых две свадьбы приехали фотографироваться! Ну конечно же, суббота, день… Нас больше интересует наличие в Сатке веломагазина – может, удастся купить обод и реанимировать колесо. Попавшиеся навстречу местные велосипедисты сообщают что да, магазинчик такой есть, но может в субботу не работать, если что – ищите его в торце здания ГИБДД. Докатываемся до центра города, находим ГИБДД и спорттовары – опять неудача, он полчаса как закрыт, завтра выходной… Придется рассматривать другие варианты (ну не у уфимцев же в конце то концов колесо опять просить, тут уж до Челябинска ближе). Однако лимит неудач, как оказалось, был на этом исчерпан.

Итак, магазин закрыт, но в соседнем здании есть столовая, и она сегодня работает (обычно в субботу у нее выходной). В ней совсем нет посетителей (пару часов сидели – так никто кроме нас и не пришел), зато есть еда по смешным ценам. Напротив – автостанция, раз в день рано утром ходит автобус на Уфу и на него есть билеты - Максу, к сожалению, придется с маршрута сойти. Там же есть киоск с газетами, где покупается газета с объявлениями - эх, а вот «квартиры посуточно» то заняты все по субботам, не получится как в Рязани два года назад. Зато в том же здании, где столовка есть и гостиница, полно свободных номеров с удобствами, единственный минус – от 700 р. за человека, но зато пустят с велосипедами (упакованными в чехлы, разумеется). Через дорогу – больница, куда надо бы зайти, Макса врачу показать. А чуть дальше – супермаркет, алкомаркет и аптека. Итак, размещаемся в гостинице, посещаем магазины, звоним уфимцам с очередной просьбой – Макса бы завтра с автобуса встретить да на поезд посадить…

Дневной пробег: 27 км

Стоянка на реке АйРукотворное русло реки КаменкаВид с Парамоновского притеса
Дорога на СаткуСвадьбаРодник
Въезжаем в СаткуГостиницаВ номере

День 7.Воскресенье, 02.08.

В 7 утра по местному времени автобус Hyundai увозит Макса в Уфу. Чуть позже он купит там последний купейный билет на «наш» поезд (только на 6 дней раньше) и уже через сутки будет дома. Ну а мы продолжаем маршрут: отставание теперь уже два дня. В принципе, и это не страшно – полный вариант пройти уже все равно не успеваем, а для минимального еще запас есть, но это только если дальше все пойдет без особых происшествий. Покидаем Сатку, бросая последний взгляд на отвалы местных комбинатов, берем курс на Бакал. Дорога здесь хорошая, ровный асфальт, трафик же минимальный. Метр за метром, все выше и выше – вот, казалось бы, только вчера поставили рекорд в 600+ метров, а навигатор показывает уже за 750. Вообще говоря, здесь планировалось найти глубокий карьер для фотосессии, но как-то незаметно прокатили мимо всех возможных отвороток и остались ни с чем. Зато отвалов по сторонам насмотрелись… Перед спуском к М5 на горизонте становится виден хребет Сука – нам туда. Ударение вообще-то на второй слог, однако… ну вы поняли.

Перекресток с трассой означает крайне необходимую нам дальнобойную кафешку (утром ведь практически без завтрака остались), мимо которой мы, разумеется, не проезжаем. Погода постепенно исправляется – между тучками виднеется синее небо, и весьма кстати, ведь нам по грунтовке на перевал, наш первый в этом походе по-настоящему горный перевал! Издалека он не выглядит таким уж страшным, к тому же известно, что там не просто тропа, а даже дорога. Заезжаем посмотреть на памятник, обозначенный на карте у поворота на Катавку – опять следы гражданской войны: «здесь были зверски расстреляны белогвардейцами Кутузовы, отец и сын». В Катавке туристам никто не удивляется, тут наверное дня не проходит без какой-нибудь группы. Вот и дорога – удивительно, но по ней действительно можно ехать, лишь изредка спешиваясь, когда преодоление очередной группы камней в седле проблематично. Первые курумы рядом с дорогой – хм, а камни то оказывается цветные, прям как из мультика. Слева вершина, справа вершина, а нам надо вот на этот скальный пупырь, полезем фотки делать и тайник искать

Кто по курумникам ползал - тот сам поймет, что это такое, кто не был – все равно на словах не объяснишь - вообщем, на скалу мы в итоге забрались и фотографий нащелкали. Сверху отлично видны и карьеры Бакала, и Нургуш, и даже наша дорога. Спускаемся, теперь нам вниз. И вот здесь совершается стандартная для этого места ошибка – на развилке после серпантина вместо крутого поворота налево по тропинке мы уезжаем прямо, по достаточно накатанной дороге. Пока стало понятно, что так мы никуда не доедем и надо возвращаться, пару километров накрутили. Повернули назад – «петух» у Сергея сломался, пришлось останавливаться на установку запасного. Как бы то ни было, правильное направление найдено, по нему даже можно ехать (вниз, вверх – вряд ли). Направление представляет собой тропинку, по которой местами течет ручей (или тропка иногда по ручью идет, тут не поймешь). Ручей, однако, проезжий при должной внимательности. Чуть дальше, где дорогу пересекает Малая Сатка, интересное природное явление: речной перекресток. Течет через дорогу река, по дороге сверху ручей, и вроде бы он должен здесь в речку впадать – а вот и нет, он после «перекрестка» дальше также продолжает течь по дороге, практически не меняя водорасхода. Навстречу идет группа туристов (ха-ха, а нам то вниз), чуть дальше – еще одна, а вот и фонтан.

После «рАйского» фонтана этот впечатления уже не производит. Как не впечатляет и заброшенный карьер, куда мы практически по азимуту пробираемся чуть позже (ну кто же знал что нормальный поворот следующий, этот выглядел как правильный, еще и беседка на повороте) – разве что Нургуш отсюда пофоткать неплохо. Немного срезав, выбираемся на грейдер, совсем рядом Олимпиев кордон и поворот на Кипящий ключ, где мы будем сегодня ночевать. В принципе, можно было и не заезжать, но добрая половина группы высказывала желание посетить завтра Большой Нургуш, и стоянка на Большой Калагазе была идеальным вариантом. Вечер воскресенья означает свободные оборудованные стоянки (даже с нарубленными дровами), а беседка у ключа это совсем хорошо – ведь только-только успели мы поставить палатки, как хлынул ливень. Готовить будем под крышей беседки, на горелках.

Дневной пробег: 52 км

Провожаем МаксаВ СаткеУ аптеки
Дорога на БакалПозади СаткаИркускан
Вид на хребет Большая СукаПозади БакалПамятник отцу и сыну
Позади БакалДорога через перевалНа перевале
На скалеВид со скалыВид со скалы
Пятно внизу - велосипедыОтдыхаемДорога на фонтан
Брод через Малую СаткуПо дороге-ручьюФонтан
ЗабавыВид от карьераНургуш

День 8.Понедельник, 03.08.

Хмурое утро и Большой Нургуш, полностью закрытый облачностью говорят о том, что радиалка на эту вершину отменяется (что там делать то при нулевой видимости?), придется ограничиться фотосессией пузыриков «Кипящего ключа». Тогда, не теряя времени, едем на Иремель! Возвращаемся на грейдер, поворачиваем на юг, дорога уходит снова в сторону реки… Стоп, нам не туда, нам правее… Эээ, что, вот эта лесовозная колея – та самая «дорога с покрытием»? Ну извините, такого Г. мы в прошлом году «наелись»… Однако придется ехать здесь, хорошо хоть почва каменистая и в основном можно ехать: как на «екатерининском тракте» было – в гору идешь, с горы едешь. Беседка у памятника природы «Вязовая роща», виды на горы (а облака то рассеиваются, подождали бы пару часов у Нургуша - может и можно было бы уже идти), снова курумы у дороги – километр за километром преодолевается и этот спецучасток. Лужи там, кстати, обманчивые – думаешь, сейчас я на скорости эту лужу перемахну – ага, два раза! Смотрите фотки, и не повторяйте (хотя, кому сухую обувь не жалко – повторяйте!) чужих ошибок! Везде же есть тропка в обход всех этих луж… Но лужи постепенно становятся все реже, вот скоростной спуск к реке, а там, за поворотом, уже и грейдер, по которому нам ехать в Тюлюк. Здесь происходит небольшой казус: пока первая часть группы у моста отмывает от грязи велосипеды, немного отставшие из-за небольшой поломки Вова с Андреем каким-то чудом нас не замечают (первый на моей памяти случай, чтобы Вова не остановился реку с моста сфотографировать, а чтобы нас не заметить нужно было проехать четко по центру дороги и на реку вовсе не смотреть) и уезжают в направлении на Тюлюк. В итоге мы их ждали у моста (думали, ну может поломка какая серьезная что пешком пришлось идти, вот и задержались), а они нас километров на пять дальше по маршруту. Разумеется, чуть позже все друг друга нашли, только теперь неплохо бы поторопиться - впрочем, дорога неплохая (хоть и не асфальт), сейчас наверстаем.

Дорога вдоль реки Юрюзань – эх, совсем другая здесь эта речка, узкая и каменистая – вскоре приводит в Тюлюк, где есть магазин и, хм, неплохое кафе. А это значит, что можно здесь и поужинать, и надвигающийся дождь переждать, и на стоянку встать попозже – готовить то не придется, кафе «Таежное» к нашим услугам! В принципе, здесь можно было бы даже на цивильную ночевку встать а одном из местных турприютов, но не нужно – лучше постараемся максимально подняться вверх, чтобы с утра слазить на Сукташ, раз уж Нургуш отменился. Тем более что на карет а GPS обозначена стоянка вот точно там, где нам нужно. Через село, мимо церкви и стоящегося этномузея доезжаем к реке Тюлюк. Про посещение этого места вообще отдельный рассказ писать можно – «как четыре туриста реку по камням в двадцати метрах от моста переходили и что из всего этого вышло», но не будем, так как вот уже дорога на Иремель! Всего-то несколько километров осталось! Да и дорога действительно неплохая, практически везде можно ехать на минимальных передачах. На шесть километров от моста через Тюлюк до поляны на границе областей, где дорога заканчивается, уходит чуть больше часа. GPS показывает как почти километр высоты, так и почти километр до стоянки с родником. Небольшая передышка, и теперь уже придется пешком: дальше только тропы. Наш выбор – «верхняя» тропа, она больше подходит для подъема с велосипедами. По тропе оно конечно медленнее получается, но всего через каких-то двадцать минут искомая стоянка достигнута, есть здесь и ручеек-родничок, и отсюда же начинается один из вариантов подъема на Сукташ. Не так легко в курумном лесу разместить палатки, но и эта задачка выполнена с честью. Первая ночевка в походе на высоте более тысячи.

Дневной пробег: 45 км

Стоянка у Кипящего ключаРека Большая КалагазаКипящий ключ
Облако над НургушемКурумы у дорогиДорога
ЛужиМост через Большую КалагазуРека Юрюзань
Едем в ТюлюкРека БерезякРека Тюлюк
ТюлюкВ кафеТучи
Вид на Малый ИремельРека ТюлюкРека Тюлюк
Дорога на ИремельКонец дорогиТабличка

День 9.Вторник, 04.08.

После стандартных утренних процедур полезли на Сукташ. C места стоянки это кажется не таким уж и сложным – вот вроде бы вершина, совсем рядом, а к ней вдоль немногочисленных деревцев идет что-то вроде тропы. Только поднимаешься на видимую со стоянки скалу и понимаешь, как все обманчиво – настоящая вершина то воооооон там, тропка постепенно растворяется в курумах, склон все круче, а ты не прошел еще и трети пути. Ползти, ползти, ползти… вверх, вверх, вверх… То удивляешься очередному причудливому узору на камнях, то на пути встают заросли карликовых елочек, в которых так легко запутаться и провалиться в какую-нибудь щель… Очередная ступенька взята – оу, а здесь даже стоянка есть… правда, без воды. Костяника, брусника… черника? Нет, это не черника, а плоды можжевельника… Еще вверх, еще немного… Суммарно подъем занимает часа полтора. С самого верха открываются невероятно красивые виды на Большой Иремель, на поселок Тюлюк, на хребты за ним… Смотрите фотографии, что тут словами можно сказать… Где-то там и была сделана заглавная фотка. Спуск – еще примерно час. Небольшой отдых, окончательные сборы лагеря – пора двигаться дальше, нас ждет Большой Иремель!

Все та же тропа, по которой без проблем идется пешком (ну не считая того, что все-таки достаточно серьезный уклон в гору), ехать можно разве что стоя на разгруженном байке, со снарягой – никак. Интересно, что по тропе этой ходят не только пешком, а еще и ездят на квадриках – где по самой тропе, где в объезд (если ширина деревьев или камней не позволяет напрямик). Примерно через час (2,5 км) поднимаемся на «перемычку», тропа выравнивается, периодически можно ехать, где камни не мешают. Еще через полчаса (2 км) останавливаемся на большой поляне, бросаем последний взгляд на недавно покорённый Сукташ (даже как то не верится, что мы туда забирались), фоткаемся на фоне склона Большого Иремеля. Основная тропа за поляной уходит вверх (некоторые группы поднимаются на вершину прямо здесь), тропка вдоль склона менее заметна, но и ее без труда можно найти по разнообразной маркировке в виде ленточек на деревьях. За 40 минут преодолеваются последние 2 км до верхней точки плато, это высшая точка похода, 1444 метра – так показывает GPS. На плато мы не одни – одна группа отдыхает после подъема, другая спускается с вершины, вот и наша очередь покорять вторую по высоте вершину Южного Урала!

После Сукташа подъем на Кабан (так еще называют эту вершину) совсем простой – и высоты надо набрать меньше, и тропа солидная натоптана в обход почти всех курумов. Если очень хочется, можно было бы и с велосипедом туда залезть. Вот она, вершина… Не где-то высоко, а на уровне взгляда – облака, их почти касаются скальные вершины далеких хребтов, где-то внизу – леса, леса, леса, а на горизонте – далекий город с блестящими главками собора – Учалы, наверное. Совсем рядом – Тыгынское болото с озерами в центре. И ветер… Сотовый телефон видит сети всех возможных операторов, но вот подсоединиться не может – далековато… И как же нам повезло с погодой, ведь окажись мы здесь днем раньше или позже, могли и не увидеть всех этих красот. Но даже в таком месте фотосессия не может продолжаться вечно, спускаемся на плато, к велосипедам. На подъем, тайник, многочисленные фото, спуск, и отдых с перекусом ушло всего два часа – быстрее, чем обычно пишут в путеводителях. На гору взбирается очередная группа (хорошо еще, что мы здесь в будний день), а нам пора прощаться с вершиной и ехать искать стоянку – чем ниже мы сегодня спустимся, тем лучше.

Если вверх по тропке мы шли пешком, то вниз можно ехать. Процесс спуска достаточно специфический, больше напоминает триал – разгон на нескольких метрах ровного участка для преодоления препятствия в виде камня на тропе или ствола упавшего дерева, сразу после препятствия – резкое торможение обеими тормозными ручками, крутой поворот на почти нулевой скорости чтобы объехать дерево или камень, снова разгон и все по новой. Уклон здесь сильнее, чем был на подъеме с другой стороны, больше и камней. Становится понятно, почему так сильно разнились мнения о сложности веломаршрута по этому направлению – ведь одни говорили, что с байками там не пройти, другие – что без проблем. Разгадка простая – если подниматься на Иремель со стороны Тюлюка, то тропа эта достаточно ровная и чистая. Если же идти от Николаевки, то все не так радужно, спускать груженый байк по камням все-таки намного проще, чем затаскивать его вверх. Шли бы от Николаевки, может и пришлось бы рюкзаки на спину перевешивать, а так идем пешком лишь на локальных участках, где уж совсем много камней, а чаще все-таки едем.

Потеряв за полчаса почти 400 метров высоты, останавливаемся на небольшую передышку – пройдено уже 2,5 км от плато, скоро начнется дорога. Андрюха сообщает, что потерял рацию и надо бы сходить ее поискать. Тут нам очередной раз везет, так как буквально в паре десятков метров вперед обнаруживается ручей и оборудованная (со столиком и скамейками, и даже бутылка с солью в наличии) стоянка, и пока Андрюха ищет рацию мы уже ставим палатки. Антирекордный по велопробегу день (и десяти километров не прошли), но, учитывая что весь этот день мы провели на тропе выше 1000 метров и сходили в две непростые пешие радиалки на вершины, можно считать что поработали на отлично. Самая сложная часть маршрута позади – завтра по тропе только спуск, а там уж и дорога начнется, а потом грейдер и асфальт. Жаль, но путешествие входит в заключительную фазу.

Дневной пробег: 9 км

Стоянка в камняхВид на СукташНа склоне Сукташа
Вид на ИремельВид на ИремельВид на Иремель
Вид на ИремельВид с СукташаНа перемычке
На перемычкеНа перемычкеПо тропе
На платоНа платоSeBur
RaFaeLblood-santaX-Man
CrAVasВид с ИремеляПанорама с Иремеля
Панорама с ИремеляПанорама с ИремеляПанорама с Иремеля

День 10.Среда, 05.08.

Опять тропа, опять триал, но в целом движемся быстрее. Колея от квадрика в качестве объездов особо каменистых мест помогает, а вот лошадиные следы на тропе совсем ни к месту, ну а что ж делать. Через час пути (5,5 км от стоянки) выезжаем на поляну с остатками избы – отсюда уже идет отличная накатанная грунтовка, триал закончен, стартует даунхилл (ну немного преувеличивая конечно, уклон там не такой и большой). Скорости прибавляла внезапно откуда-то налетевшая дождевая тучка - спуск по размокшему грунту в наши планы никак не входил, очень хотелось выбраться на твердое покрытие до дождя. Направление движения тучки, впрочем, не совпало с нашим, и дождь как внезапно начался, так и прекратился. Выезжаем к первому броду, через реку Синяк – группа местных туристов из трех человек просит выручить банкой тушенки – поскольку мы собираемся сегодня посетить магазин, то выручаем конечно же. Этот брод простой, легко обходится по камушкам (ну кто хочет, тот, конечно, в седле переезжает). Чуть дальше второй брод, через Тыгын – эта река побольше, но камушки через нее также в наличии. И третий брод, Большой Авняр – тут сложнее, и река шире и камешков нет, ну не разуваться же, может, переехать? В принципе, при наличии некоторой сноровки попробовать можно, но вероятность остановиться посреди реки и зачерпнуть воды в кроссовки достаточно велика, намного больше 50%. За каждым бродом грунтовка все лучше и лучше, здесь она широко используется для подъезда к покосам, и через полчаса мы буквально вылетаем в Николаевку. В магазин бы зайти, да закрыт он…

Последний взгляд на Иремель - мы прощаемся с грунтовками, дальше в основном твердое покрытие, в данном случае грейдер. К сожалению, грейдер тут тряский, с гребенкой, и чем дальше тем хуже, да и вообще этот участок дороги скучный донельзя. Постепенно портится и погода, на подъезде к Тирлянскому на горизонте виднеется дождь, ну а поскольку нам все равно надо в магазин то сворачиваем в поселок, как раз и запасы пополним, и дождь переждем. Перекус у магазина это конечно хорошо, но полтора часа в итоге проторчали в этом Тирлянском, так как дождь оказался затяжным, то утихал, то опять усиливался, плюс откуда-то взялись два прокола. Единственное что радует - дальше у нас асфальт до самого Белорецка, и тут хоть потоп, а до вокзала мы точно доберемся вовремя. Вроде даже и с ночевкой проблем не должно возникнуть, так как все время будем ехать вдоль какой-то мелкой речки. Что ж, облачаемся в противодождевое снаряжение, и поплыли…

Дорога идет в гору. Противный такой подъем, не особо заметный, кажется что по ровному едешь, только как-то медленно очень. Постепенно смеркается, надо бы подумать о ночевке, но… негде. Окрестности очень унылые, у ручья слева вместо хорошего леса и полянок в наличии ЛЭП, в итоге докрутили до водораздела, ну а дальше – многокилометровый скоростной асфальтовый спуск, и тут хоть и проглядывали по сторонам неплохие места для ночевки, ну очень не хотелось останавливаться. В итоге уже почти темно, а мы приехали в Белорецк – нафига, интересно. Однако, не все так плохо – еще на подъезде к городу стало ясно, что есть тут горнолыжные базы: и на карте в GPS обозначено, да и просто видны склоны с подъемниками, явно используемые зимой. А горнолыжная база – это туристы, туристы – это гостиница, а гостиница – это подходящая компания то, что нам сейчас нужно. С подобными размышлениями, проехав сады, останавливаемся у стадиона с большой надписью на здании: «гостиница». Бюджет наш не особо уже тянул траты на подобную ночевку, но все-таки я решил сходить на всякий случай узнать, что там да как. Захожу в здание, на ресепшене в полутемном фойе нахожу скучающую даму. «Места есть?» - «Есть, полно». «Сколько стоят?» - «200 рублей». Я сначала подумал что ослышался, может 1200 – нет, именно 200, заходите располагайтесь. Неужели кто-то отказался бы от такого? Вот и мы не стали, а вновь уже в который раз упаковали велы в чехлы и разместились в выделенном нам семиместном номере. Не без труда находим хоть какое-то открытое кафе на тему перекусить, ну а хорошим завершением дня стало живое разливное пиво «Иремель» из минимаркета, что был непосредственно напротив гостиницы. Завтра отсыпаемся, смотрим Белорецк и окрестности, и на поезд…

Дневной пробег: 75 км

Спуск по тропеБрод через СинякБрод через Синяк
Брод через ТыгынБрод через АвнярБольшой Авняр
У НиколаевкиПоследний вгляд на горыПрощай Иремель
Дорога на БелорецкДождьВ гостинице

День 11.Четверг, 06.08.

Выспаться получилось неплохо, однако какие-либо другие прелести цивильной ночевки отсутствовали напрочь: горячей воды нет, столовка только по записи. Столовка это вообще абзац: прихожу туда утром, спрашиваю на тему а как бы тут чего-нить съесть, у вас же на фасаде рядом с «гостиница» написано еще и «кафе», значит должна быть еда. В ответ – «а, вы эти велотуристы что ночью приехали? А что же вы вчера не сказали, что есть захотите? Мы ничего и не приготовили». В итоге пришлось, хм, готовить самим, на балконе и горелках. Хорошо хоть балкон во двор выходил, так как видок тот еще был, когда вода кипятилась то вроде еще ничего, а уж как кашу запустили так пар столбом пошел. Но без эксцессов, и позавтракали и чаю попили, собираемся и едем в сторону музея, а то закроется еще, время то, хм, 15 часов уже по местному.

Музей работал, очень удачно и место для велосипедов у входа нашлось, и мини-экскурсию бесплатную нам провели (официально она там только для больших групп), и даже прогнозом погоды «обрадовали» – дожди три дня. Из достопримечательностей самого Белорецка толком посмотрели только плотину местного пруда – глобальное сооружение, и вид красивый. Чтобы просто так время до вечера не терять, небольшой кольцевой маршрутик по местным окрестностям в запасе был, и начался он с глобальной фотосессии сначала у памятника с надписью на въезде, а затем у лося через дорогу напротив. Следующий чекпойнт это памятник строителям ж/д Белорецк – Чишмы - не особо интересное место, попсовое и мусора навалом – неудивительно, у трассы же. Глядя на вереницы фур подумалось, что наше отставание от оптимистичного графика скорее хорошо чем плохо, ведь иначе так и ехали бы по трассе в Уфу вместе с дальнобоями, а так вот и не пришлось. Опять начинается дождь, вроде бы ненадолго, только этот кратковременный дождь был такой кратковременный, что минут сорок мы изучали расписание и объявления местной автобусной остановки, а он заканчиваться так и не собрался. Попытка доехать до следующего павильона, когда он чуть поутих, завершилась вообще фейлом – дождь усиливается, спрятаться негде, и тут у Сергея покрышка лопается…

Ставим запаску, пережидаем дождь в весьма кстати подвернувшейся дальнобойной кафешке на перекрестке… Наверное, местным привычно видеть горы в облаках каждый дождь, но вот для нас такое в диковинку, и не сфотографировать это никак нельзя. Интересно, что там с проезжаемостью полей после дождей, как бы в глину по колено не вляпаться. Но карта в этот раз не врет – действительно, есть грейдер вдоль реки от Серменево, а на том участке, где он растворяется в поле грунтовки весьма проезжие, твердые и укатанные (не будь здесь каменистой почвы, намотали бы по кило грязи, а так – проехали без проблем). Про брод карта также не обманула, моста через ручей действительно нет, но в принципе он и не нужен – глубина сантиметров десять, ширина метра полтора, разогнался и опа, уже на другом берегу. А там и вовсе хорошо с дорогой – вдоль реки расположено несколько турбаз и детских лагерей, не показанных на карте, и к ним по сосновому бору проложен отличный асфальт. Проезжая мимо стоянок, даже немного жалко, что сегодня последний день активной части и палатки в этом походе распаковывать больше не придется…

Очередной прокол, уже сложно сказать, какой по счету. Мы конечно не особо куда-то торопимся, но неплохо бы Арский камень успеть пофотографировать, темнеет уже. С фотографиями вышло, а вот с ужином (по первоначальному плану задумывалось развести тут костер, сварить супчик, убить время перед ночным поездом) нет, так как вновь пошел неслабый дождь, который прекратился только к приезду на вокзал, даже спрятаться от него негде было. Нашли вокзал, оказалось что мы даже успеваем на поезд Сибай – Уфа, он как раз стоит у платформы и не сесть ли нам на него. Интересно, успели бы мы достать паспорта, купить билеты и запаковаться за 20 минут? Это останется в области предположений, так как ничего этого делать мы не стали, а расположились в здании вокзала ждать утреннего пригородного поезда, что в 3.49 отправляется на Инзер.

Дневной пробег: 47 км

Дни 12-14.Пятница - воскресенье, 07.08 – 09.08.

«Кто на Инзер, чего спите? Сейчас поезд уже прибывает, вагон перецепят и поедете!» - примерно такими словами кто-то из персонала станции разбудил нас, мирно дремавших в ожидании поезда. Быстро (ну насколько это вообще можно сделать через минуту после побудки) собираем сушившиеся вещи, идем на платформу – тут оказывается, что вагон еще и плацкартный (рассчитывали все-таки на сидячий), это значит надо снова паковать велы… Не очень хорошо это получается в темноте да спросонья, но все успели и в поезд таки сели. Инзер встречает дождем, и дальше станции мы не ходили. Вскоре пришла уже вполне нормальная электричка в сторону Уфы, причем удалось заметить, что в отличии от привычным нам вагонов, где «веломеста», а именно отсутствие сидений с края вагона здесь есть в каждом (!) вагоне, а не только в крайних, как у нас. Это не считая места, в котором одного ряда сидений вообще не было – вообщем, разместились с комфортом. Билеты в кассе брать не стали, позже с контролерами договорились по полтиннику с человека. В Уфе нас встретил Gourry и пригласил на чай – плохая погода и рабочий день к городской покатушке не особо располагали. Едем смотреть Уфу самостоятельно, но можно считать что нифига в итоге не посмотрели, так как вместо осмотра достопримечательностей уйма времени была потрачена на поиски кафешки, куда бы пустили с велами и где есть не только шашлык, ну и разумеется ничего не нашли, так и пришлось еду покупать в магазине. Сыграла свою роль и плохая погода – в открытых кафе на набережной кроме нас почти что никого не было, так что хоть и взяли мы там всего по кружке пива, а еда у нас была своя, против этого хозяева кафешки не возражали. Близится ночь, Миха, Вова и Сергей остаются ночевать у Gourry, я и Андрюха уезжаем к Авантюристу, по пути заехав в сеть разливного пива – мы ведь не забыли про колесо и все остальное. Одного вечера явно не хватает для обсуждения всех вопросов по навигации, комплектующим и т.п., и даже жаль, что завтра утром нам на поезд. Но, может, еще вернемся?

Посадка на поезд прошла в привычном режиме, велосипеды в чехлы мы паковали уже в 6й раз… Чуть больше суток идет этот поезд до Арзамаса, но не беда, так как расписание радует получасовой стоянкой в неком Абдулино, ну а привокзальный магазин в Самаре он вообще нам теперь как родной ))) Из приключений можно вспомнить ВНЕЗАПНО открывшееся окно в нашем отсеке, которое полчаса никто не приходил чинить, а без такой-то матери оно закрываться не хотело. Беспокоимся, не опоздает ли поезд в Арзамас, ведь на пересадку на электричку у нас всего 12 минут – all is ОК, и поезд вовремя, и мы быстро уже умеем с велами и рюкзаками по путям бегать. Три часа до НН, и как же этого грустно и весело одновременно – возвращаться домой. Поход завершен, завершен успешно. Пора думать о следующем?...

Выводы

550 за 11 дней – это мало? Кто-то скажет что да, и будет прав. Но зато как приятно было всегда (!) вставать на ночевку засветло, у воды, и не где-нибудь, а на качественных, часто оборудованных стоянках, а затем просыпаться без будильника. Поломки – их было много как никогда: все три съемных «петуха» погнули или сломали, дикое количество проколов, даже покрышка запасная пригодилась, ну и апофеоз – два (!!!) лопнувших обода! Кто бы мог перед походом предположить такие поломки? Но с другой стороны, все что ни случается, все к лучшему! Если нет стоянки – значит есть гостиница, если надвигается дождь – на дороге встретится кафе, если нужно срочно уехать домой – билеты обязательно будут и автобус успеет к отходу поезда. Главное – не унывать, знакомиться с «братьями по разуму» из других регионов, вовремя сжигать разную сомнительную бересту (кто знает тот поймет), и тогда смело можно ехать покорять любые дали. Уж этой командой то точно ;)


 

Готовим завтрак Гостиница В музее
Музей В Белорецке Пруд в Белорецке
Река Белая Памятник Лось
Памятник строителям Памятник в Серменево Меняем покрышку
У Серменево Облака над горами Облака над горами
Последний брод Последний брод Дорога вдоль турбаз
Арский камень На вокзале в Белорецке В электричке
Парк Маяковского Пожарная каланча Мост
Замочки Набережная Закат
В открытом кафе Карта График высот


автор: RaFaeL


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Алексей  13.01.2015 20:21
По мотивам этого похода мы в 2014 году, в августе совершили свою поездку. Читайте - семья на велосипедах - http://www.turistenok.ru/reports/Velo/VeloUral2014_report.html
ёжегг  07.02.2010 16:11
Как хорошо, что у нас есть такая вот активная молодежь! Уральские горы полюбила с первого раза (правда я пешком по ним ходила и на лодке)
X-man  29.12.2009 13:42
Первый для меня большой поход... Впечатления, конечно, сложно описывать, слишком много всего было за такое короткое время. Горные ландшафты впечатляют, но так и не смог к ним привыкнуть. И дороги другие - грейдеры и перевалы, когда показания альтиметра показывают непривычно большие цифры. Запомнилось большое число тайников, за которыми пришлось забираться высоко на скалы. А поломки - это какой-то ужас, надо либо возить запасного участника с запасным байком, либо брать ремкомплект по минимуму и надеяться на лучшее. Большое впечатление оставила высшая точка похода - гора Иремель и вид с неё на далёкий Учалинский собор. А после этого уже хотелось только одного - назад в родную область и как же я был рад, когда вернулся в Арзамас! Организатору и всем соучастникам большой зачОт, но общее впечатление от похода неоднозначное - были и белые, и чёрные полосы.
blown_man veloufa.ru  18.11.2009 18:28
Молодцы! Маршрут проёдет по настоящему, по туристки, за такое количество дней такое количество увиденного. Приезжайте есчо!!!
DizElvis  15.09.2009 13:29
Красивый поход! Молодцы!
Zavulon  14.09.2009 11:20
Молодцы ребята, что сумели пройти такой маршрут. Понравилось описание Уральских гор и местный быт в отсутствии нормальной тушенки. Хотелось бы посетить эти живописные места, поглядеть на мир с высока. Обидно, что случилось столько поломок, но вы их мужественно преодолели. +5 за отчет и поход.

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph