Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Переправа, переправа! Берег левый, берег правый

Данная статья – попытка систематизировать информацию по действующим мостам и переправам на территории Нижегородской области и немного за её пределами для больших рек



Фото из путешествий
Подъем был примерно с таким же уклоном

 В Шереметевский Замок через Ядрин, Васильсурск и Козьмодемьянск
Старт: 2008-08-09 10:20
Маршрут: Шумерля - Кр. Четаи - Ильина Гора - Ядрин - Засурье - Кр. Селищи - Васильсурск - Барковка - Чаломкино - Владимирское - Козьмодемьянск - Коротни - Марьино - Юрино - Марьино - Докукино - Галибиха - Воскресенское - оз. Светлояр - Шадрино - Семёнов

Дистанция: 500 км

Время: 5 дней

Участники: X-man, blood-santa


В Шереметевский Замок через Ядрин, Васильсурск и Козьмодемьянск

Жемчужина Поволжья - Шереметевский замок, расположенный в посёлке Юрино республики Марий Эл, недалеко от слияния Волги и Ветлуги. Многие из нижегородских велотуристов уже там побывали, пришёл и наш черёд, но мы поедем туда новым, не очень баянным маршрутом, благо наша любимая ГЖД не так давно ввела новый экспресс НН - Казань с очень удобным временем отправления - 5:45 утра.
Заранее взяв с Сантой билеты в вагон второго класса, мы не прогадали - билет 2-го класса до Шумерли с учётом квитанции на вел стоит дешевле, чем, например, пассажирский плюс багажный билеты до расположенного ближе Сергача в вагонах пригородного тарифа, которые также есть в составе нового экспресса, а комфорт получается выше!


День 1, сб. 09.08
В 5 утра подъезжаю к пригородным кассам Московского вокзала. Через 20 минут прибывает Миха и сразу объявляют к посадке нашу электричку. Через 4.5 часа после отправления, практически без опоздания, высаживаемся на станции Шумерля.
Вокзал в этом небольшом чувашском райцентре красив, но кроме него особых достопримечательностей здесь нет, поэтому, отметив для себя непривычную чистоту и ухоженность улиц города, отправляемся в путь по уходящему на север шоссе. Дорожные указатели приветствуют путников надписями на двух языках - русском и чувашском, у поворотов в населенные пункты стоят таблички с датами их основания, там, где дорога проходит через лесные массивы - многочисленные щиты, призывающие беречь лес, в общем, всё очень цивилизованно.
Первая большая остановка - село Красные Четаи, куда мы свернули с трассы с целью посетить магазин. В этом селе есть немаленький набор достопримечательностей - народный музей "Человек и природа" (посещать его мы не стали, т.к. это не входило в наши планы), школа, которую в 1871 г. посетил И.Н. Ульянов - отец В.И. Ленина, большая церковь, удачно расположенная около пруда с мостиком, на главной площади - экземпляры боевой техники времён Великой Отечественной войны.
Проехав ещё 13 км по шоссе, сворачиваем на грейдер, ведущий к следующей культурной остановке - селу Ильина Гора, откуда в июле 1774 года мятежный Е.И. Пугачёв переправился в расположенный напротив уездный Курмыш. Недалеко от красивой, но недействующей, пятиглавой церкви, на крутом берегу Суры установлен памятный камень (между прочим, вырезанный из валуна эпохи оледенения), посвященный этому событию. Если 1-го мая я любовался правым берегом Суры из Курмыша (С Пьяны по СУРЕ), то теперь с противоположной стороны во всей красе открывалась захватывающая дух панорама Суры и её левобережья. Прямо напротив - Курмыш, над которым возвышается белый купол Покровской церкви. Правее, на крутом берегу Урги, - село Кекино, над которым возвышается большая заброшенная церковь. Вдали, у горизонта, чуть виднеется Ядрин.
Вдоволь налюбовавшись прекрасными видами, спускаемся вниз к реке по тропинке. Поначалу поехав в неправильном направлении, вдоль Суры, возвращаемся назад и сворачиваем на коровью тропу, круто поднимающуюся в деревню Выселок №2. Потребовалось немало усилий, чтобы подняться с гружеными велами по этомй дороге. В деревне находится каменная часовенка. Оказалось, что на шоссе отсюда есть прямая дорога с твёрдым покрытием, но мы, решив не изменять маршрут, проехали до деревни Новая Екатериновка (до которой, вопреки карте, также идёт асфальтовая дорога). А вот отсюда дорога на шоссе до Ядрина есть только грунтовая, проходящая через овраг. И снова непростой подъём с тяжёлыми велами, норовящими съехать назад по непросохшей глиняной тропинке.
Наконец, снова асфальт. Отсюда уже рукой подать до Ядрина, который, к нашему удивлению, начинается уже на правом берегу Суры - деревня Козловка теперь входит в его состав.

Ядрин основан в 1590 г. как военно-феодальное укрепление на восточной границе Русского государства, наряду с осованными ранее Курмышом и Васильсурском. На гербе его изображены ядра сложенные пирамидой, что якобы означает то, что для последнего похода Иоанна Грозного на Казань здесь изготовлялись пушечные ядра. Однако эта версия не выдерживает критики - войско царя здесь не проходило, а переправлялось через Суру значительно выше - в окрестности Алатыря, документально наличие литейного завода в Ядрине не подтверждено. По всей видимости, название города связано с именем богатого чуваша Ядрый, или Етерне, которому ранее принадлежали эти земли.
Большую роль в развитии города во второй половине XIX - начале XX века играли братья Таланцевы - Михаил, Зиновий и Николай, сыновья чебоксарского купца М.М. Таланцева.


Наше внимание привлекает красивое красно-кирпичное здание - здесь, оказывается расположен Ядринский спиртзавод. Переехав Суру по мощному шоссейному мосту, осматриваем историческую часть города - здания больницы и гимназии, около которых поставлены памятники Таланцевым, особняки на центральной площади, действующую большую и недействующую малую церкви. Далее планировалось посетить село Шокино Воротынского района со старинной деревянной церковью, но, свернув не на ту грунтовку, мы приехали к дому отдыха, а когда вернулись назад к Ядрину, стало ясно, что время уже поджимает, поэтому сразу поехали в сторону трассы М7, чтобы как можно быстрее переехать назад на правый берег Суры.
Этот участок пути нам запомнится надолго - в связи с ремонтом одной полосы на мосту через Суру на трассе образовалась громадная пробка в сторону Казани, которую мы были вынуждены объезжать по обочине. После длинного подъёма от моста наконец сворачиваем с трассы. Деревня Засурье запомнилась домами с глухой резьбой на наличниках. Асфальт закончился, впереди будут грунтовки, по которым мы переезжаем из Ядринского района Чувашии в Горномарийский район республики Марий Эл.
За деревней Шуркушерга начались говна. И пасеки - четыре подряд. Этот участок дался тяжело - временами марийская глина, забиваясь под крылья, намертво блокировала заднее колесо, заставляя тащить на себе вел до следующего островка травы... На закате наконец выезжаем к деревне Красные Селищи и, недолго думая, сворачиваем к Суре.
Её широкие и не очень чистые здесь воды, подпёртые Чебоксарским водохранилищем, смотрятся безжизненными в лучах садящегося солнца, дров нет. Но у нас есть набранная заранее питьевая вода и горелка - ужину и завтраку быть!

Пробег дня - 113 км.

День 2, вс. 10.08
Проснувшись в половине седьмого утра, выезжаем около девяти. На нашу удачу оказалось, что самый тяжёлый участок мы преодолели вчера и теперь грунтовки были проезжаемы без особых проблем. Поднявшись от Красных Селищ в гору, проезжаем через д. Этвайнуры, в соседней д. Селищи обнаруживаем часовенку и большое каменное здание Сурской начальной школы, а также дома с красивой резьбой. Нежащиеся в тени хрюквы также становятся объектом фотосессии (special for Piggy;)). До Васильсурска отсюда идёт накатанная грунтовка, через несколько километров переходящая в грейдер, а затем и асфальт - мы ненадолго въезжаем в родную Нижегородскую область.

Васильсурская крепость была основана в 1523 г. при Василии III Ивановиче (от которого и получила название) на месте разрушенной в том же году русскими войсками столицы горных мари Цепеля. Как и Курмыш, Василь играл роль форпоста на восточных рубежах Руси. Васильсурская крепость не сохранилась, но священные марийские рощи есть и по сей день. В Цепельской роще находится особо почитаемый Супротивный ключ. Около церкви в слободе Хмелевка растёт священная Хмелевская сосна.

Два с половиной часа посвящяем осмотру этого древнего городка, а ныне посёлка. Со смотровой площадки любуемся слиянием Волги и Суры (их стрелка затерялась где-то на противоположном берегу, закрытая дамбой), спускаемся вниз, к парому. В краеведческий музей попасть не удалось - хоть мы и выяснили место жительства заведующей музеем, но её не оказалось дома. Довольно долго искали Супротивный ключ. Заехали и к Хмелевской церкви. Кстати, оказалось, что в конце недели посёлок отмечает свое 485-летие!
В 12:30 выезжаем из Васильсурска, чтобы вернуться в Горномарийский районе Марий Эл. До Барковки отсюда идёт неплохой асфальт, граница областей отмечена лишь табличками. Следующая остановка - литературно-художественный музей Н.В. Игнатьева в деревне Чаломкино (Салымсола). Туда едем экспрессом по шоссе, на котором немало горок и подъёмов. На одном из спусков вдалеке слева на мгновение показывается церковь села Сумки, за ней - Волга и Шереметевский замок - наша главная цель!
В 3 часа дня мы уже в Чаломкино. Музей оказался закрытым - воскресенье здесь выходной, но заведующая, дом которой мы без проблем нашли, сразу согласилась провести экскурсию. Кстати, Рафа и 4enix бывших здесь в позапрошлом году, она хорошо помнит до сих пор!
Небольшой, но весьма интересный музей посвящён Никону Васильевичу Игнатьеву - основателю горномарийской литературы, а также многим замечательным людям района. Кроме того, нам показали ткацкий станок в действии. В общем, наши рекомендации;)
В 16 часов выезжаем из деревни. Мы уже недалеко от Козьмодемьянска и хорошо опередили график. Решаем сделать полуднёвку на Волге около с. Владимирское.
У развилки дорог на Козьмодемьянск и Чебоксары внеплановая достопримечательность - большой памятник сотному князю Акпарсу! С попутным ветром мчимся в сторону Владимирского. На подъезде к селу взору предстаёт совершенно нереальная картина - море. Настоящее Чебоксарское море - Волга здесь необъятно широка! Тёмная вода сначала производит иллюзию широкой травяной поймы, колышащейся на ветру, и только проходящие теплоходы дают понять, что всё пространство впереди занято водой...
Владимирская церковь села Владимирское, построенная в 1713 году - самый древний каменный храм Горномарийского района. Осмотрев её, проезжаем через село и по грунтовке спускаемся с крутого берега Волги к реке. Время - 17:30. Место очень живописное, недалеко в лесу обнаруживается родник. Полежав на солнышке, не торопясь ставим палатку и готовим ужин. Сегодня получился самый ленивый по километражу день.

Пробег дня - 80 км.

День 3, пн. 11.08
Просыпаемся в половине восьмого, выезжаем около десяти. До Козьмодемьянска мы планировали ехать по указанной на карте грунтовке, однако дорога через пойму привела снова к Волге, а дорога через крутой берег Волги оказалась заросшей и малопроезжей, поэтому, чтобы не терять время, выехали на шоссе обратной дорогой через Владимирское. Через 15 минут уже устраиваем фотосессию на въезде в город.
Первая достопримечательность - этнографический музей под открытым небом. Прежде чем его найти, слегка поплутали по городу. Музей просто сказка - до мельчайших подробностей здесь воспроизводится обстановка, в которой жили горные мари до революции. Здесь мы провели почти два часа. Особенно понравилась ветряная мельница (деревянный тормозной механизм лопастей и поворотное устройство произвели на Миху большое впечатление), кузница, и настоящая марийская изба. Следом за ним посетили музей купеческого быта (тоже очень интересный!) и музей Юмора имени Остапа Бендера (экспозиция, посвященная собственно великому комбинатору, не впечатлила, зато выставка стеклянных фигур очень понравилась).
Кроме этого, в городе было много чего ещё интересного: картинная галерея, 3 церкви (две из которых - XVIII века постройки), собор, Стрелецкая часовня; но, и так пересыщенные впечатлениями от города, решили на этом закончить знакомство со столицей Горномарийского района, и, купив продуктов на последующие ночевки в магазине, поехали на паром Козьмодемьянск - Коротни. Полюбовавшись очень красивой панорамой города с воды, в 14:30 причаливаем к пристани Коротни и отправляемся в путь.
У развилки на Йошкар-Олу и Марьино у меня очень некстати начинает болеть левое колено, а затем - и спина (до сих пор не пойму, из-за чего?), но делать нечего, придётся терпеть до конца. Впереди - монотонная лесная дорога, идущая параллельно Ветлуге, рельеф плавно поднимается к северу. До моста через Ветлугу у Копорулихи на протяжении 50 км единственный яркий момент - стела на границе Горномарийского и Юринского районов. Далее дорога на Юрино разворачивается в южном направлении (как жаль, что 3 года назад отменили прямой паром Козьмодемьянск - Юрино, из-за этого приходится совершать 95-километровый объезд).
Мы планировали ночевать на озере Женском, но, как-то незаметно пропустив нужный поворот, проехали до самого Юрино. В лучах заката нашему взору предстали во всей красе строения усадьбы Шереметевых и противоположный крутой берег Волги, на котором впереди угадываются село Троицкий Посад и Козьмодемьянск. Подробный осмотр Замка у нас будет завтра, а сейчас нужно найти место для ночёвки. Проехав по защитной дамбе до конца и затем ещё полкилометра по песчаной дороге в сторону слияния Волги и Ветлуги, находим отличное место на высоком берегу Волги. Разводим костёр, купаемся, готовим ужин...
Сегодня получился самый большой километраж. Что ж, пожалуй оно и к лучшему - мы упростили себе задачу на завтрашний день.

Пробег дня - 126 км.

День 4, вт. 12.08
Проснувшись на час раньше Михи, в половине седьмого, еду к слиянию Ветлуги и Волги. Благодаря подпору водохранилища в устье Ветлуга очень широка и нельзя однозначно сказать, где находится стрелка рек, поэтому заезжаю в несколько мест. Панорамы водной глади в утренних лучах очень красивы!
Ближе к 10 часам выезжаем со стоянки к Замку на экскурсию.

История замка начинается с 1812 года, когда Юрино приобретает богатейший помещик Нижегородской губернии В.С. Шереметев, внучатый племянник фельдмаршала Петра I. С этого времени начинается строительство нового поместья. С 1880 года его внук В.П. Шереметев, женатый на О.Д. Скобелевой - сестре знаменитого "белого генерала", полководца М.Д. Скобелева, начинает строительство Замка. Проектированием здания занимались русские, немецкие и итальянские архитекторы: Я. Мамонтов, А. Парланд, Р. Мюллер, П. Малиновский, А. Штерн. Архитектура замка несёт в себе черты эклектики с влиянием готического, восточного, романского и древнерусского стилей. Замок так и не был окончен постройкой. Среди огромного количества комнат в замке есть "Картинная галерея", "Восточный кабинет", "Дубовая комната", "Скобелевский зал"... Много здесь переходов, винтовых лестниц. В советское время большая часть богатого внутреннего убранства замка была утрачена либо передана в музеи.
От Замка в расположенное на противоположном берегу Волги село Сумки вёл подземный ход, затопленный при создании Чебоксарского водохранилища.
В тон Замку выполнена и частично сохранившаяся усадебная ограда, напоминающая крепость.
Девятикупольный Михайло-Архангельский храм (1869 - 1889 г.), находящийся рядом с усадьбой, поражает своим великолепием, а главное - уникальностью среди храмовых сооружений Поволжья. Рядом с ним находится усыпальница Шереметевых.


Стоит ли говорить, что час экскурсии по усадьбе пролетел как один миг. Да, Замок производит огромное впечатление!
В Нижегородской области есть только одно подобное здание - гагинский дворец Пашкова, но он и скромнее архитектурой, и меньше размерами и к тому же, пребывая в полуразрушенном состоянии, ещё только ждёт своего часа...
Ближе к полудню, набрав воды в усадебном колодце и посетив магазины на площади, выезжаем назад из Юрино. 45 километров пути до Копорулихи нам придётся проехать по прежней дороге, хоть это и "не спортивно". По пути делаем заезд на озеро Женское - здесь действительно есть хорошие места для стоянок. Около 15:30 въезжаем в Нижегородскую область - с марийской стороны граница украшена стелой.
Через 6 километров нас ждёт "сюрприз": аварийный мост через речку Томилиха - проезд закрыт! Вариантов два: пройти по не очень надёжным с виду брёвнам моста либо перейти реку вброд по камням. Выбираем второй вариант. Вот так, оказывается, бывают броды и на шоссейных дорогах;)
Ближе к Докукино дорога становится всё хуже, превращаясь из неплохого асфальтового шоссе практически в раздолбанную грунтовку. В этом селе над дорогой стоит полуразрушенная деревянная церковь. Впечатления от этой части Воскресенского района тягостные: и плохая дорога, и множество заброшенных домов...
Но вот и Галибиха. Здесь я осматриваю деревянную усадьбу Левашёвых. Когда-то красивые, а теперь заброшенные здания выглядят мрачно... Аккумулятор фотоаппарата разряжается в ноль - фоток больше не будет.
Проехав с километр южнее берегом широкой здесь Ветлуги, находим хорошее место для стоянки на крутом берегу. Время - около 18 часов. Купаемся, любуемся очень красивым закатом (жаль, что запечатлеть его было уже невозможно). Последний раз в Поветлужье я был 14 лет назад, теперь я заново открывал для себя эти места и полноводная Ветлуга произвела очень приятное впечатление!

Пробег дня - 94 км.

День 5, ср. 13.08
Уже по традиции просыпаемся в 7:30 и выезжаем также около 10:). Через турбазу выезжаем на шоссе. За Галибихой асфальт вскоре становится вполне приличным. В полдень мы в селе Владимирское, посещаем магазин и едем на озеро Светлояр. Здесь мы позволили себе поматрасничать, проведя на озере почти три часа, благо погода располагала к купанию. В четвертом часу дня выезжаем в сторону Шадрино и выбираемся на кировскую трассу. Здесь моё левое колено, почти пришедшее в норму, начинает снова болеть и едется очень медленно и тяжко. Тем не менее, в 17:30 мы уже подъезжаем к Семёнову. По пути к вокзалу километраж на велокомпе переваливает за 500! Посетив магазин, в 19:00 садимся в "семёновскую" электричку до НН.
Маршрут успешно пройден. Домой!

Пробег дня - 89 км.

В заключение выражаю большую признательность Михе за отличную компанию и совосхищение достопримечательностями на маршруте.
Отдельное спасибо Парамону за горИлку.
До встречи на дорогах!

Ещё фото от X-man


 

Вокзал в Шумерле Граница Красночетайского и Шумерлинского районов Военная техника в Красных Четаях
Пугачёвский камень Панорама Суры около Ильиной Горы Ядрин
Ядринский спиртзавод Мост через Суру в Ядрине Историческая часть Ядрина
Мост через Суру на М7 и огромная пробка Закат на Суре Сурские хрюквы
Васильсурск. Вид на Суру и Волгу Васильсурск. Хмелевская церковь Салымсола. Музей имени Н.В. Игнатьева
Памятник Акпарсу Владимирская церковь во Владимирском Чебоксарское море
На въезде в Козьмодемьянск Козьмодемьянск. Этнографический музей под открытым небом Козьмодемьянск. Музей купеческого быта
Вид на Козьмодемьянск с парома Граница Юринского и Горномарийского районов У слияния Ветлуги и Волги
Шереметевский Замок - северный фасад Вид с южного балкона Замка Стена Юринской усадьбы
Церковь Михаила Архангела в Юрино Брод на шоссейной дороге


автор: X-man


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
Pig  18.08.2008 17:37
Замечательная поездка вышла :) И с погодой повезло.. Молодцы! :) з.ы. пасиб за фотку хрюшек :)

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph