Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Азбука велотуризма - видеоцикл

.. от a13expeditionteam



Фото из путешествий
На турбазе

 С Пьяны по СУРЕ
Старт: 2008-04-30 22:30
Маршрут: Сергач - Спасское - Деяново - Курмыш - Бортсурманы - Пьянское устье - М. Майдан - Пильна - Калиновка - Кр. Остров - Сеченово - В. Талызино - исток Пьяны - Старцев Угол - Б. Игнатово - Васильевка - Медяна - оз. Керкюле - Актуково - Семёновка - Сергач

Дистанция: 335 км.

Время: 4 дня

Участники: X-man, demjanes, LadyInPink, RaFaeL, Ray, CrAVas, WOHLOV, Qavai

GPS track


Граница Нижегородской области и Мордовии около села Булдаково

Предисловие.

Наверное, многие, взглянув на юго-восточную часть карты нашей дорогой Нижегородчины, удивлялись огромной, извилистой петле, которую описывает на своём пути от истока к устью река Пьяна - одна из ярчайших жемчужин нашей любимой области. Неспроста она считается самой извилистой в мире - при солидной длине 436 километров, устье отстоит от истока всего на 66 км: на веле - рукой подать...
В прошлом году, после поездок по Вадскому, Перевозскому и Бутурлинскому районам, мой взгляд всё чаще стал задерживаться на Восточном Припьянье и Нижегородском Присурье. Желание поехать туда появилось ещё в конце сентября, но для того, чтобы получился полноценный поход по этому краю, двух выходных дней было явно мало. Поэтому тогда, в золотую осень, был организован территориально близкий ПВД - в Сергач, Ветошкино и Болдино, после которого, познакомившись с прекрасной столицей Припьянья и удивительно красивыми местами вдоль верхнего течения Пьяны, желание вернуться туда стало поистине непреодолимым.
Зимой накапливались краеведческие материалы, продумывались варианты маршрутов и, наконец, был выбран 4-х дневный вариант с достаточно неленивым километражом, начинавшийся и заканчивавшийся (уже по доброй традиции;)) в славном городе Сергаче и нанизывавший на свою нить древнюю крепость Курмыш, пойму реки Суры, село Бортсурманы - очаг благочестия Сурской земли, стрелку Суры и Пьяны, Пильну, Тёплый Стан - родину великого физиолога И.М. Сеченова, исток Пьяны и наивысшую точку Нижегородской Земли, Спасо-Преображенскую Старцево-Угловскую пустынь на границе Нижегородской области и Мордовии, комплекс мечети Рашида в Медяне и многие, многие другие удивительные места...
К середине апреля утряслись сроки проведения похода - 30 апреля - 4 мая, к тому же прогноз на эти дни обещал устойчивую хорошую погоду, а значит грунтовые дороги должны были стать твёрдыми как асфальт, что было весьма кстати. Интерес к мероприятию был высокий, количество желающих принять участие достигало 13-ти. В итоге число участников остановилось на цифре 8. Что же, в путь...

День 0, 30 апреля, среда. Начало Пути.

16:40, Московский вокзал, свежеотремонтированные пригородные кассы. Я, как организатор, приезжаю первым. Так получилось, что волею судеб здесь оказался и сам Парамон, отправляющийся завтра в велопробег НН - Вад, - желаем друг другу доброго пути. Через несколько минут подъезжает demjanes - с ним идём покупать билеты на всю нашу группу. А это оказалось делом очень даже непростым! У тётеньки-контролёрши добрых 20 минут не получалось пробить нам билеты до Сергача и позади нас уже столпилась недоумевающая (и недовольная) очередь. Но вот долгожданные билеты в наших руках, почти все участники уже подтянулись, кроме рея. 17:50 - объявили нашу электричку, рея ещё нет. Остаюсь ждать Андрея, остальные под предводительством Рафа идут занимать места в традиционном первом вагоне. Спустя 10 минут подъезжает Андрей и через несколько мгновений и мы переступаем порог вагона.
С небольшим опозданием наша синяя стрела трогается в путь. За окнами - чудесный майский вечер, точь-в-точь как почти год назад, когда на этом же экспрессе мы ехали в Перевоз на ТВТ. В течение 4-х часов пути кто-то занимался чтеним материалов к маршруту, кто-то настраивал GPS. Промелькнули за окнами Арзамас, Вад, Перевоз, Бутурлино, и над землёй распростёрла свои крылья ночь.
22:20 - нас встречает Сергач своим величественным вокзалом, построенным великим зодчим Алексеем Щусевым в 1914 году. Нам нужно перейти на другую сторону путей - ночевать будем там же, где в прошлом году, на Пьяне. Сделать это можно двумя способами. На станции есть пешеходный мост, а в километре западнее - неохраняемый переход. Выбираем первый вариант - так безопаснее в тёмное время, хоть и придётся потрудиться, поднимая нагруженные велы по ступенькам. Заехав по пути в магазин, в половине двенадцатого мы на месте. Дров рядом с рекой здесь не найти - лес темнеет в трёхстах метрах сзади, но у нас есть горелки, а значит, будут горячие ужин и завтрак!

День 1, 1 мая, четверг. Здравствуй, Сура!

Просыпаемся в половине восьмого. Два с половиной часа проходят за приготовлением завтрака, фотографированием всего и вся вокруг и сборами. Около десяти отправляемся в путь. Проехав над железной дорогой по объездной дороге и поднявшись в горку, сворачиваем к центру города. На улице Советской внимание большей части группы привлёк магазин, где забывшие дома тарелки и фонарики решили их приобрести. Оставшаяся, меньшая, часть группы в лице меня, demjanes-a и рея, немного пофоткавшись у собора, выдвинулась в путь в направлении Спасского. Выезд из Сергача здесь не украшен стелой, только стоит обычный указатель, поэтому без остановок едем 8 километров до первого пункта культурной программы - села Богородского, в котором фотографируем действующую классическую церковь Казанской иконы Божией Матери (1821 г. постройки). Дорога из села на трассу, вопреки карте, оказалась обыкновенной, но хорошо укатанной, грунтовкой и промчавшись по ней с ветерком, выруливаем на трассу, уходящей прямо вдаль через холмы и долины речек. А горки здесь немаленькие и повсюду открываются живописные виды. Спустя некоторое время нас догнали остальные велобайкеры. До Спасского каждый ехал в своём темпе, и здесь же стала видна "нераскатанность" некоторых участников. Недалеко от границы Сергачского и Спасского районов встретилась красивая стела у поворота на татарское село Базлово (Бозлау) - здесь, в Запьянье, находится небольшой анклав сергачских татар-мишарей, в то время как основная их часть проживает в Восточном Межпьянье к югу от Сергача. Граница районов здесь проходит по речке Миге, за которой дорожное покрытие несколько ухудшилось, а число дорожных знаков возросло. Через несколько километров вдалеке справа показалась очень красивая церковь - храм середины XVIII века в селе Масловка. Сегодня нас ждут много других интересных достопримечательностей, но в следующий раз обязательно туда заедем.
13:50, стела "Спасское" на объездной села. Обед и традиционная фотосессия на стеле. В третьем часу дня продолжаем движение. Объездная дорога идёт не совсем так, как нарисовано на карте. Вот и развязка. Если до этого мы двигались в северном направлении, то теперь наш путь лежит на восток, к Суре. Начинается длинный спуск в долину реки Урынги. Слева, над селом Турбанка возвышается как бы элеватор, но с явным присутствием архитектурных элементов XIX века - вероятно, перестроенная церковь? После моста, как водится, крутой подъём, живописный высокий левый берег речки разбит оврагами, склоны одного из них, рядом с шоссе, обнажают древние геологические породы - очень красиво. А после подъёма снова граница районов - на этот раз Спасского и Пильнинского, также ничем, кроме знака ДРСП, не украшенная. Здесь мы ненадолго сворачиваем с шоссе - в программе нежилое село Исаково с церковью (скорее всего, деревянной). По показаниям GPS село должно было быть в деревьях впереди, но, к сожалению, ничего, кроме небольших зарослей малины, мы не нашли. Ни домов, ни церкви. Скорее всего, заброшенные постройки сгорели, когда по весне кто-то поджёг траву. Так что это место правильнее теперь называть "урочище Исаково"...
Вот и снова шоссе. Чем дальше мы продвигаемся вперёд, тем хуже становится асфальт - появляются многочисленные ямы и выбоины, параллельно дороге идёт грунтовка, по которой и ездит транспорт. Но вот и этот участок пути позади, впереди показывается колокольня церкви села Деяново. Во время остановки на объездной Спасского мы решили для экономии времени в это село не заезжать и ехать сразу в Курмыш. Но demjanes и LadyInPink почему-то думали иначе и, не остановившись на развилке, умчались в село. Вариантов нет, отправив группу в Курмыш, еду догонять Лёху и Машу, и нахожу их около магазина. После высказывания им своего недовольства их поведением, едем к церкви. После увиденного я не пожалел, что пришлось сюда заехать. Нашему взору открылась великолепная архитектурная композиция - очень красивая пятиглавая Троицкая церковь 1871 г. постройки с высокой колокольней - памятник архитектуры регионального значения, и удачно поставленный рядом с ней памятник воинам Великой Отечественной! Наполнив бутылки водой из колонки, по грунтовке едем в д. Романовка, чтобы вернуться на шоссе Пильна - Курмыш. Однако речка Курмышка, протекающая между Деяново и Романовкой, преподносит сюрприз в виде снесённой течением дамбы. Не очень понятно, как же переправиться через достаточно полноводную и быструю речку, но спустя минуту demjanes обнаруживает рядом крепкий временный мостик. Вот и шоссе. С попутным ветром, на колесе, мчимся в Курмыш, и у въезда в село догоняем группу. Время - 16:10.

Самое время сделать небольшой исторический экскурс и рассказать об этом старинном селе, в прошлом - уездном городе.
Основанный нижегородским князем Борисом Константиновичем в 1372 году как крепость на восточных рубежах Городецкого Княжества, Курмыш является третьим по древности населённым пунктом Нижегородской области после Городца и Нижнего Новгорода. Вплоть до 1552 г. - года покорения Казани Иоанном IV Грозным, Курмыш играл заметную роль в обороне границы Руси, проходящей здесь по нижнему течению Пьяны и Суре. Здесь, в устье р. Курмышки, левый коренной берег Суры подходил близко к руслу реки, делая крепость практически неприступной для неприятеля. Здесь же находилась переправа через Суру, которая использовалась и много позднее, вплоть до пуска Чебоксарской ГЭС, когда глубина реки существенно увеличилась.
Боевая служба Курмышской крепости в борьбе Руси с Золотой Ордой и казанскими ханами была напряженной, память об этом была поздее увековечена на гербе уездного города Курмыша, где были изображены два скрещенных лука «в знак того, что в оном месте употребляли сие орудие с отменным проворством».
Наиболее раннее описание оборонительных сооружений крепости дано в 1623 - 1626 годах в Писцовой книге Курмыша. В это время крепость, защищённая со стороны Суры её высоким берегом, усиленным «тыном вострым, а по тыну рублеными тарасами», а с напольной стороны - рвом с остроконечным частоколом на дне, имела семь башен, одна из которых незадолго до составления Книги сгорела. Из семи башен шесть были прямоугольными, из них две - проезжими. Одна из башен, "Красная", имела шестиугольную форму. Помимо башен, крепость имела четверо потайных ворот в стенах. Крепостная стена состояла из 93 городней - срубов длиной по 3 сажени. Внутри крепости находился воеводский двор, склад боеприпасов, тюрьма, 17 амбаров и житниц, 28 жилых дворов, собор Успения Пресвятой Богородицы и церковное место. На вооружении крепости состояли 2 пушки и 20 крепостных ружей. Кроме основной крепости-детинца, существовала вторая цепь укреплений города — острог «круг посаду», неоконченная постройкой. Тогда, 70 лет спустя после падения Казани, Курмыш со своей крепостью уже стал приходить в упадок, тем не менее, помимо собора в городе находилось два монастыря - мужской и женский. На 21 посадский двор с 24 жителями в городской черте и в слободах жило 50 сторожевых казаков, 75 человек стрельцов, 30 ямщиков, 6 толмачей-переводчиков и 6 пушкарей. Из командного состава, кроме воеводы, в Курмыше жили 2 стрелецких и 1 казачий пятидесятник.
В 1670 г. курмышская крепость открыла свои ворота отряду разинцев во главе с Максимом Осиповым, а в 1774 г. встречала Емельяна Пугачёва, переправившегося через Суру из села Ильина Гора напротив Курмыша.
В 1745 г. Курмышская крепость частично сгорела. После этого он долгое время являлся уездным городом то Нижегородской, то Симбирской губернии, а в 1923 году утратил статус города, превратившись вскоре в село в Пильнинском районе Нижегородской области.


Въехав в Курмыш, мы словно перенеслись в позапрошлый век. Время здесь если не остановилось, то течёт медленно-медленно и какая-то радостная тишина распростёрлась над провинциальным городком и творениями его прошлого, которых здесь немало - это построенные в стиле русского барокко Казанская (1755 г.) и высокая Покровская (1745 г.) церкви, Рождественская церковь (1749 г.), в которой находится сельский дом культуры, жилая застройка и торговые ряды XIX века на бывшей главной площади. Недалеко от Покровской церкви, в лиственничном парке на обрыве коренного берега Суры находится отличная смотровая площадка, с которой открывается панорама правого берега и расположенного на нём села Ильина Гора с красивым храмом. Внизу - старица реки, русло Суры за два века отодвинулось отсюда на полтора километра к востоку и её воды виднеются лишь узкой синей полоской. Новые интересности поджидали нас в Курмыше на каждом шагу - это и старинный особняк, в котором сейчас находится курмышское лесничество, и пожарная каланча (1919 г.), и корпус земской больницы... Не удалось посмотреть усадьбу Шипилова, в которой располагается дом отдыха, что-то посмотрели лишь мельком - значит, появился лишний повод приехать сюда снова.
А нас ждёт следующий участок пути - через пойму Суры. При просмотре Google Maps во время подготовки маршрута в пойме между Курмышом и Бортсурманами была обнаружена ясно заметная белая ломаная линия, не указанная на бумажных картах, и было сделано предположение, что это дорога, проходящая по защитной дамбе. И оно оказалось верным! RaFaeL и demjanes остаются на некоторое время на окраине Курмыша, чтобы заложить тайник, а мы, разогнавшись по склону коренного берега Суры, устремляемся в пойму по отличному грейдеру, уходящему прямыми отрезками вперёд через молодой пойменный лес, нарядно украшенный свежей листвой!
На всём протяжении от главной дороги постоянно отходят ответвления к Суре. Правый её берег временами виднеется над лесом, но самой реки не видно. С другой стороны встречаются новенькие хозяйственные постройки, пасека, пруды, видно и колокольню деяновской церкви. Пелетон в составе Маши Pink, Сани WOHLOV-а и двух Андреев - рея и CrAVaS-а умчался вперёд, мы же с Женей-Qavaiем едем не особо торопясь. Через некоторое время нас догоняют Дём и Раф, дорога поворачивает направо и вот, в 18:30, вся группа в сборе неподалёку от села Бортсурманы. Небольшой перекус, и мы едем к жемчужине Сурской Земли.

Раздольно раскинувшееся по берегам маленькой речки Ялмы, левого притока Суры, большое старинное село Бортсурманы имеет в названии татарские корни.
Здесь, в 1762 - 1848 годах жил великий подвижник благочестия - праведный Алексий Гнеушев, Бортсурманский чудотворец. Первые годы своего служения в храме он не отличался особой ревностью к Богу, но однажды явление Ангела перевернуло его жизнь и он полностью посвятил себя служению Всевышнему, соблюдая очень строгие молитвенные правила и посты. За великое усердие Господь наградил его даром прозорливости, исцеления и чудотворения, и многие страждущие люди из окрестных городов и сёл - Курмыша, Ожгибовки, Майдана, Пильны, Андосова и многих других, посетив отца Алексия, получали исцеление.
Преподобный Серафим Саровский, когда к нему приходил кто-либо из Курмышского уезда, отправлял его назад, говоря, что в его краю есть великий святой, который нисколько не ниже его перед Богом.
Состарившись, Алексий практически оставил служение в храме, и, затворившись в келье, непрестанно творил молитвы. С этим периодом связано чудесное воскрешение им отрока, навеки прославившее его на Нижегородской земле. После смерти Алексия чудеса, совершаемые по молитвам к нему не только не уменьшились, а, наоборот, многократно умножились, особенно в смутное советское время. Земля с могилки отца Алексия, находящейся перед алтарём великолепного храма Успения Пресвятой Богородицы, построенного в 1785-1789 годах, где он и служил, обладает целебным действием, а честные мощи преподобного ныне почивают в храме.


Посетив Святой источник, расположенный у склона левого берега Ялмы, с которого открывается великолепный вид на село, поднимаемся в гору к Успенскому храму. Сейчас, в 19 часов, храм был уже закрыт, но заботливо ухоженную могилку Алексия Бортсурманского мы посетили. Хотелось бы здесь побыть ещё, но нам надо добраться до места слияния Пьяны и Суры.
В соседней с Бортсурманами деревне Ягодное начинается крутой спуск, и нашему взору предстаёт (наконец-то!) извилистая красавица Сура, в широких водах которой, как в зеркале, отражается вечернее небо. Наша дорога теперь лежит вдоль реки. Однако перед нами предстаёт неожиданное препятствие - оползень, разбивший склон крутого берега реки! Тащить велы сначала вниз, а потом вверх по грязи и завалам из досок и брёвен оказалось непросто. Здесь же вязкая сурская грязь чуть было не "съела" ботинок Маши;). За оползнем следующая преграда - ручей, который переходим по бревну. Чем дальше мы движемся вперёд, тем ближе круча левого берега подходит к воде. В конце концов, приходится снимать миражи с велов и поднимать по очереди по заросшему густым кустарником склону. Отметим, что Рафу удалось забраться, не снимая рюкзак с вела;).
За горкой дорога появилась снова и уже в сумерках мы выехали к сосновому лесу, за которым и таилось удивительное, долгожданное место - стрелка Суры и Пьяны. В устье Пьяна очень широка, превосходя шириной старшую сестру - Суру. Несмотря на то, что начало темнеть, удаётся сделать несколько удачных снимков. Ставим лагерь. Над Сурой догорает закат и над головой расстилает роскошный звёздный ковёр ночь.
Место это пользуется большой популярностью. В лесу недалеко от нас стояло несколько автомобилей, по Суре (или Пьяне?) плавало несколько рыбацких лодок с фонарями - эти места славятся отменной рыбалкой. Мимо прошёл инспектор рыбнадзора, к счастью, нами не заинтересовавшийся. На дисплеях мобильников высветилась сеть соседней Чувашской республики - граница областей проходит по Суре и мы смотрели на правый, чувашский берег с левого, нижегородского.
Поужинав, ложимся спать, засыпая под непонятные звуки - то ли дождь барабанит по тенту палатки (с чего бы?), то ли сильный ветер гуляет над рекой, тормоша наши "домики"...

Пробег дня - 117 км.

Пьяна около СергачаСобираемся...Сергач. Собор Владимирской иконы Божией Матери (1818-1821 г.)
Сергач. Вид на микрорайон ЮбилейныйБогородское. Казанская церковь (1821 г.)Шоссе Сергач - Спасское
Поворот на с. БазловоНа объездной СпасскогоПанорама около бывшего села Исаково
Деяново. Троицкая церковь (1871 г.) и монумент ВОВНа подъезде к КурмышуКурмыш. Казанская церковь (1755 г.)
Курмыш. Рождественская церковь (1749 г.)Курмыш. Покровская церковь (1745 г.)Вид на старицу Суры и село Ильина Гора
Курмышское лесничествоКурмыш. Пожарная каланча (1919 г.)Здоровье трудящихся:)
Курмыш. Корпус земской больницы (XIX в.)Грейдер Курмыш - БортсурманыПасека
Панорама села Бортсурманы и Святого источникаБортсурманы. Успенская церковь (1785-1789 г.)Могилка преподобного Алексия, Бортсурманского чудотворца
Пойма Суры - вид от д. ЯгодноеСура во всей красеОползень
Панорама СурыЧерез крутой берег СурыСтрелка Пьяны и Суры

День 2, 2 мая, пятница. От устья до истока.

Около половины восьмого утра просыпаемся от холода. Оказалось, что ночью нас убаюкивал... сильный ветер, продолжавший гулять над стрелкой Пьяны и Суры. И хотя светило яркое солнце, холод пронизывал с головы до ног. Немного согревшись у костра, завтракаем и собираемся. Раф закладывает в лесу новый тайник. В 10 часов выезжаем. Мы расстаёмся с Сурой, теперь наш маршрут будет пролегать в отдалении от неё через междуречье милой и загадочной Пьяны.
Вдоль широкой и быстрой Пьяны, намывающей песчаные отмели у подножия высокого левого берега, едем в село Можаров Майдан. До революции оно считалось одним из самых больших в России и сейчас имеет немаленькую протяженность. Здесь нас поджидала внеплановая интересность в виде святого источника, где мы наполнили водой наши бутылки. Следующий участок пути - грунтовая дорога до Пильны. Однако здесь произошёл неприятный инцидент. Маша и рей, испугавшись "говен" (которых и не было вовсе на этой дороге) и никого не предупредив, уехали в Пильну по шоссе. Хорошо, что у рея был GPS и заблудиться там в принципе очень трудно, а если бы мы находились в каком-нибудь глухом месте? Просьба так больше не делать! Раф с Женей едут по грунтовке прямиком в Пильну, чтобы "поймать" Машу и Андрея, а я, Дём, Саша и Кравас едем по маршруту через Добровольевку, на высокий берег Пьяны.
Я не устану повторять, что Пьяна - самая непредсказуемая река, которая не перестаёт удивлять своей красотой. Вид, который мы увидели, напоминал панораму, открывающуюся с правобережья Волги, но в гораздо меньшем масштабе и оттого казался очень уютным и родным. Здесь Пьяна течёт уже по пойме Суры, покрытой красивыми перелесками. Вдалеке чуть виднеется высокий правый берег Суры, а справа - Пильна, расположившаяся на круче левого берега Пьяны, за которой высоко поднимается гряда Межпьянья. Вот и Пильна, мы все в сборе.

Село Пиловальный завод было основано в 1698 году по личному указу Петра I как селение при впервые заводимых на реке Пьяне государственных лесопильнях, поставляющих корабельный тес на строительство только что начинающегося Российского флота. В Голландии Петр I нашел «пиловальных мастеров» Корнилиуса Круса и Клауса Дегуду, заключив с ними контракт на заведение в России механических лесопилен.
Место было выбрано на левом берегу Пьяны, в месте, где река уходит на север от правого коренного берега, вступая в пойму Суры.
В 1698 году на строительстве «пильных мельниц» на Пьяне работало уже 300 плотников и более тысячи чернорабочих, в т.ч. лашманов.
В 1701 году пиловальные мельницы на Пьяне дали первую крупную партию корабельного теса (дубового, лиственного и соснового) и дубовых клепок, отправленного сразу же к Балтике, в Лодейное поле. Позже продукцию стали отправлять на верфи Казанского адмиралтейства.


Любопытно заметить, что на въезде в посёлок мы заметили длиннющий свадебный лимузин "Линкольн".
Мимо церкви, построенной в начале 90-х годов прошлого века по проекту сергачской церкви Михаила Архангела в Гусево, едем в в центр, к магазину. Теперь нам надо выехать из Пильны в направлении Сеченово. Для этого приходится переходить железнодорожные пути рядом с вокзалом - переезд есть только на объездной дороге, которая нам не подходит. Дорога здесь ровная, хоть и местами разбитая, и вот мы снова у Пьяны, на очень необычном шоссейном мосту, напоминающем железнодорожный - таких видеть ещё не приходилось. Правый берег реки здесь чрезвычайно высокий и нас ждёт длинный и крутой подъём. Впрочем, едется достаточно легко, а какие прекрасные виды отсюда, с большой высоты! Вот подъём кончился, и долина Пьяны скрылась из вида.
Следующая достопримечательность, которая ждёт нас - это старинная деревянная церковь в селе Калиновка. По дороге, у поворота на Знаменское встретился свадебный кортеж, направлявшийся в сторону Пильны. Дорога на Калиновку идёт не так, как нарисовано на карте, а в объезд Знаменского. Это стало причиной того, что по моему недосмотру CrAVas и Qavai немного заплутали и соответственно, пришлось их ждать около церкви, очень красивой и неплохо сохранившейся. Возраст её - около 200 лет, но ни точную дату постройки, ни её название спросить было не у кого. И внутрь храма попасть не удалось - на двери висел замок. Во время ожидания Жени и Андрея нами заинтересовался местный мужичок "подшофе" (сильно пригубивший огненной воды, надо сказать), но ни одного вразумительного вопроса задать у него не получилось;).
"Срезав" по грунтовке и перебравшись через ручей, въезжаем в соседнее с Калиновкой татарское село Петряксы. Далее нас ждёт грунтовый перелаз в Сеченовский район. Вначале дорога идёт не так, как на карте, рядом с горящей свалкой:(, но далее мы выходим на трек и по твёрдой, как асфальт, грунтовке, быстро долетаем до Красного Острова. Здесь расположен дом-музей татарского писателя Кави Наджми. Часто ли вы видели, чтобы в одном доме одновременно находились музей и... магазин?! Дом К. Наджми - именно такой! Музей оказался закрытым (по словам местных жителей, он вообще открывается редко), а вот магазин работал, и в нём был телефон, по которому мы попробовали дозвониться до Сеченовского музея. К сожалению, и там сегодня выходной - рисуем ещё один минус к культурной программе. Около 17:00 въезжаем в Сеченово, окруженное бескрайними полями.

По преданию, название Тёплый Стан селу дал царь Иоанн IV Грозный во время последнего похода на Казань в 1552 г. По одной из версий, был ненастный день, а к вечеру, когда войско пришло к этому месту, распогодилось и стало тепло, а по другой - жители оказали царю очень радушный, тёплый, приём.
Здесь, в Тёплом Стане, тогда селе Алатырского уезда Симбирской губернии, родился наш великий соотечественик физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Здесь прошли первые 14 лет его жизни. Затем он учился в Петербурге в Главном инженерном военном училище, два года служил в сапёрном батальоне и, наконец, он стал студентом медицинского факультета Московского университета. И. М. Сеченов - автор трудов "Рефлексы головного мозга" (1863), "Физиология нервной системы" (1866), "Физиология органов чувств" (1867), "Физиология нервных центров" (1891). Он член-корреспондент Академии наук (1869), Почетный член Академии (1904). По словам И.П.Павлова, Сеченов заложил краеугольный камень в учение о механизме центральной нервной системы, первый начал научное изучение психических явлений, заложив основы материалистической психологии, был отцом русской физиологии.
В 1945 г. село Тёплый Стан для увековечения памяти великого земляка было переименовано в Сеченово.
Но не только Сеченов стал знаменитым уроженцем села. Здесь жила семья Филатовых, родственников Сеченовых, из которой вышла целая плеяда деятелей науки: два знаменитых медика - педиатр Н. Ф. Филатов и офтальмолог академик В. П. Филатов, а также биолог Л. Филатов. Родом из Тёплого Стана и три брата Ляпуновых - знаменитые русские академики, один - математик, другой - филолог, последний - видный композитор. С Тёплым станом связаны детские и юношеские годы академика А. Н. Крылова - кораблестроителя, математика (есть в Сеченовском районе и деревня Крылово - так теперь называется его родная деревня Висяга) и врача Беклемишева.


Фотографируемся на крыльце закрытого Сеченовского краеведческого музея им. Сеченова, рядом с которым находится один из сохранившихся корпусов усадьбы Сеченовых и остатки парка. Когда-то музей находился в главном доме усадьбы, но около 20 лет назад он сгорел и на его месте построено нынешнее здание. Неподалёку находится нарядная церковь Владимирской иконы Богоматери. Вот и центральная площадь - здесь находится монумент павшим воинам ВОВ, а рядом, в еловой аллее - мраморный бюст И.М. Сеченову, установленный в 1952 г.
Следующая достопримечательность Сеченова - установленный совсем недавно, в ноябре прошлого, 2007 года, бюст великому борцу И.М. Заикину, уроженцу села Верхнее Талызино. Памятник находится на окраине Сеченова, у строящегося спорткомплекса. По пути к нему мы проехали мимо сельского стадиона "Урожай" с очень интересными турникетами на входе;) и автостанции.

Иван Максимович Заикин (1880-1948) родился в селе Верхнее Талызино Алатырского уезда Симбирской губернии.
В молодости был грузчиком, борьбой и тяжелой атлетикой начал заниматься в 1902 году. В 1904 году стал чемпионом России. Его учителем был знаменитый Иван Поддубный. В 1908 году Заикин обучался авиации в Париже, затем демонстрировал воздушные полеты по городам России. Как борец гастролировал в Европе, Америке, Африке, Австралии. По-настоящему большой успех пришел к нему в Париже на мировом чемпионате по французской борьбе, где он стал вторым, уступив лишь Поддубному. За виртуозное владение приемами французской борьбы его называли благородным рыцарем ковра.
Высокую оценку Заикину давал писатель А.И. Куприн, сам сильный человек и любивший силачей. Он писал Заикину в 1925 году: "А ведь ты, Ваня, первый показал, что в борьбе надо иметь в своем багаже, кроме силы и смелости, еще и расчеты, и мягкость, понимание души противника и снисходительность, и мудрую экономию во всех своих средствах, и многое другое".
С 1909 года в течение нескольких лет Заикин возглавлял чемпионаты французской борьбы в России. Сам неоднократно выступал в различных городах мира как атлет и борец, демонстрируя непревзойденные силовые номера и трюки. Известность его была исключительной. В 1920-е годы Иван Заикин организовал "Спортивную арену" - ансамбль профессиональных атлетов-борцов.
С 1934 года и до конца жизни Заикин жил в Кишиневе.


Фотографируем памятник. И тут же обнаруживаем неприятность - у Демьянеса лопнула спица на заднем колесе, и, разумеется, со стороны кассеты. Придётся сократить оставшуюся часть маршрута, исключив из программы деревянную церковь начала XX в. в селе Богатиловка и ехать прямо в Верхнее Талызино. Раф едет в сторону ближайшего леса закладывать тайник, а мы, выехав из села, мчимся по постепенно поднимающемуся в гору шоссе. Спустя некоторое время начался пологий спуск, деревья по сторонам дороги расступились и впереди показалось огромное, не уступающее размерами районному Сеченову, село Верхнее Талызино, само бывшее райцентром в период существования Арзамасской области в начале 60-х годов прошлого века. Едем к церкви - здесь дождёмся Рафа. Отдельно стоит сказать о Талызинском храме.

Церковь Александра Невского, построенная на рубеже XVIII и XIX веков, входит в комплекс усадьбы Пашкова, главный дом и хозяйственная постройка которой расположены рядом. В то время как усадебные постройки выполнены без особого изыска, красота огромного монокупольного храма, приделы которого украшены колоннами, запоминается надолго. Рядом с храмом находится небольшая звонница с множеством старых колоколов. Вероятно, когда-то у храма была своя, большая, колокольня.

В Верхнем Талызино есть и музей, посвящённый его великому уроженцу Заикину, о котором мы уже рассказали, но ввиду выходного дня (и уже позднего времени), посетить его сегодня также не представлялось возможным. Поэтому в ожидании Рафа коротаем за перекусом время около церкви. А вот и Раф, оказывается, во время поиска места для тайника он обнаружил в лесу интересный Сквер Памяти, а после - решил сократить путь, пройдя по азимуту через лес;).
В 19:30, в сборе, выезжаем на шоссе, идущее на Большое Игнатово, предварительно наполнив емкости водой и поспрашивав местных жителей относительно местонахождения Старцева Угла - одной из жемчужин завтрашней программы. А сейчас нас ждёт, пожалуй, один из самых главных и волнительных пунктов всего похода - исток Пьяны, около которого мы встанем на ночёвку! Да-да, за сегодняшний день мы соединили концы огромной дуги, которую описывает река. GPS отсчитывает последние сотни метров, вот и лес, на краю которого должна начинаться река, а в нужную сторону сворачивает грунтовка. Перед лесом - небольшая низинка с кочками. Переходим, слегка замочив ноги в воде - без сомнения, это Пьяна! Приятно и то, что приехали мы к стоянке засветло, пусть и слегка сократив культурную программу этого дня! Ставим палатки, разводим костёр...
В двух сотнях метров ниже нашего лагеря находится небольшое озерцо-болотце, из которого вытекает уже настоящий ручей - вот она, родившаяся река! А рядом бьёт родничок, что заметно по периодическим круговым колебаниям воды.
Вот так сегодня мы оказались у истока самой удивительной реки Нижегородчины. Для меня это особенная радость - побывать впервые у истока большой реки, и какой - самой любимой!;)

Пробег дня - 95 км.

Замёрзшие на стрелкеЗавтрак над стрелкой Пьяны и СурыПьяна недалеко от устья
Святой источник в селе Можаров МайданВеликолепная панорама Пьяны около д. ДобровольевкаЧья машинка круче?
Пильна. Церковь Николая Чудотворца (1992 - 1995 г.)Пильна. МагазинИ снова Пьяна...
Необычный шоссейный мост через ПьянуКрутой подъём на правый берег ПьяныСвадебный поезд
Калиновка. Деревянная церковь начала XIX в.Ручей между Калиновкой и ПетряксамиКрасный Остров. Дом-музей Кави Наджми с магазином
Мечеть в Красном ОстровеНа въезде в СеченовоНа крыльце Сеченовского краеведческого музея
Флигель усадьбы СеченовыхСеченово. Церковь Владимирской иконы Божией МатериЛишь раз в году сады цветут...
Сеченово. Площадь СоветскаяИ.М. СеченовСтадион с вертушками
И.М. ЗаикинВерхнее Талызино. Церковь Александра Невского и дом усадьбы ПашковаЗвонница Верхнеталызинского храма
КолоколаМокрая ложбинка на краю леса - исток уже рядомТак начинается Река

День 3, 3 мая, суббота. По святым местам Припьянья.

Подъём назначили на 8. Я проснулся пораньше с целью повнимательнее осмотреть окрестности истока. Оказалось, что фактический исток находится в 100 метрах "выше по течению" (образно выражаясь), чем наша стоянка. Здесь в маленьком открытом болотце, заросшем кустарником, со дна бьют слабенькие роднички и уже заметно очень слабое течение, пропадающее ниже в кочках. А выше - уже сухая земля...
После завтрака чиним колесо Демьянеса (у нас разумеется, был съёмник кассеты, а вот чтобы снять туго затянутую кассету, пришлось сделать хлыстик из цепи, намотанной на палку) и идём в пешую радиалку в лес. По информации, полученной на форуме, буквально в километре от истока Пьяны находится наивысшая точка Нижегородской области!
По мере углубления в живописный лес альтиметры GPS показывали всё возрастающую высоту: 240, 245, 250 метров... В конце концов показания, остановившись на отметке 252-253 метра, привели к деляночному столбику. Вот, она, вершина, но радоваться пока рано, надо проверить высоту ещё одной точки, указанной как вершина на картах, и расположеной в нескольких километрах южнее.
Возвращаемся, Раф закладывает тайник. В итоге выезжаем необыкновенно поздно - в 12:40. По шоссе мчимся в село Торговое Талызино, перед селом - первый мост через Пьяну от её истока. Свернув на грунтовку, через д. Старая Назаровка выезжаем в поле к окраине леса - здесь должна быть вторая высокая точка-"кандидат" на вершину области. Однако, здесь альтиметры показывают всего 240 метров, а над местностью доминирует высокий холм, возвышающийся в полутора километрах к северо-востоку отсюда. Туда дороги нет - только по азимуту через поле, а времени уже поджимает, поэтому, оставив в сердцах слабую надежду, что высота там по крайней мере не больше, чем у посещённой нами точки около истока Пьяны, едем в сторону Старцева Угла.
Обогнув лес по краю, выезжаем в поле, где дорога пропадает. Значит, едем по азимуту! Этот участок запомнился всем. Пришлось проехать пару километров вверх-вниз по изобилующему кочками полю, перейти через две маленьких речки, прежде чем мы вышли на очень укатанную грунтовку, которая и привела нас к необычному месту - Старцеву Углу, часовня которого показалась ещё издалека.

Старцево-Угловская Преображенская пустынь была основана между 1641 и 1645 годами, ещё до падения Казани. Между тем, старцы-молитвенники жили здесь в пещерках издавна. Здесь царю Иоанну IV Грозному явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал ему победу над Казанским ханством. В память об этом на пожалованные царём средства был построен каменный храм и образовался монастырь, который из-за постоянного изменения границ находился на территории то Нижегородской земли, то Мордовии. Первоначальный монастырь принадлежал к мордовской стороне, а позднейший, времён царя Алексея Михайловича и Екатерининских времён - к нижегородской. Несколько раз монастырь закрывался - и по екатерининскому указу секуляризации монастырей в 1764 г. и по вражеским наветам, но монашеская жизнь возрождалась здесь снова и снова. В 30-х годах прошлого века монастырь постигла печальная судьба многих монастырей - храмы и часовни были разрушены, а монахи расстреляны и похоронены рядом. Двое старцев до последнего прятались в пещерках, пряча свои следы.
Посредине пустыни находится высокий лысый бугор. По преданию, здесь ушла под землю церковь с молящимися, пряча их от врагов. По одной из версий это был ещё первый, каменный, храм, построенный по указу Иоанна Грозного, скрывшийся под землёй во время нашествия кочевников, а по другой - один из храмов позднейшего монастыря, когда безбожные власти пришли разрушать Старцев Угол. Холм этот с каждым годом поднимается всё выше, словно восстающий храм пытается пробить землю. А рядом забили родники, которые были освящены в честь Спиридона Тримифунтского, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Есть здесь ещё один ключ - "запрещённый", появление его связано с именем схимонахини Маргариты - строительницей последней женской общины в Старцевом Углу, претерпевшей мученические подвиги за веру, которая воскресила умершую девочку из Сергача водой этого родника, забившего по её молитвам.
В конце прошлого века в Старцевом Углу был установлен большой каменный крест в память явления Святителя Спиридона Иоанну Грозному.
Вода из всех четырёх родников - разная по химическому составу, известен случай, когда на бумажках, наклеенных на банках с водой первых трёх источников, проявлялись лики святых - их покровителей. Воду из "запрещённого" ключа брать не рекомендуется - она считается "мёртвой". Земля на холме - целебная, верующий должен три раза обойти холм с молитвой и окунуться в купель, чтобы получить помощь.
Жители окрестных сёл хранят предания, как некоторые их односельчане чудесным образом сподобились побывать в подземном храме.
Вот такое удивительное это место - Старцев Угол


Мы с удовольствием обошли пустынь, попробовали воду из источников, даже полежали на бугре, Раф заложил очередной тайник. Кроме нас, в Старцевом Углу было несколько паломников, приехавших на авто с мордовской стороны (одна из машин была с пензенскими номерами).
Около 14:30, перекусив, по отличной грунтовке выезжаем в сторону села Булдаково, скоро мы снова на шоссе Верхнее Талызино - Большое Игнатово. Здесь нас ждёт следующая большая достопримечательность - граница Нижегородской области и Республики Мордовия. С Нижегородской стороны она украшена большой стелой, разумеется мы устроим здесь фотосессию. Однако, создатели этого железного творения не подумали о том, как же будут забираться на него велобайкеры, и пока рей не нашёл деревянный поддон рядом с дорогой, нормально забраться не получалось. Ну вот и готово отличное заглавное фото для отчёта;).
Едем дальше - теперь мы ненадолго покидаем родную область, чтобы проехать 30 километров по солнечной Мордовии. Через 10 километров езды по холмистой трассе, окруженной живописным ландшафтом, въезжаем в село Большое Игнатово (по-местному Игнадвеле). Древнее село, встречавшее хлебом-солью Иоанна Грозного, сегодня представляет собой очень симпатичный и чистый райцентр. Интересно было наблюдать стадо коз, гуляющих на автостанции рядом с транзитным "Икарусом":). Рядом находятся магазины, где мы закупаемся на последнюю в этом походе ночёвку, я покупаю трёхлитровый пакет вина - буду проставляться за успешно найденный исток Пьяны;). Следующая остановка - деревянная церковь Михаила Архангела рядом с интересным сквером памяти.

Михайло-Архангельская церковь в Большом Игнатово знаменита тем, что в ней покоятся нетленные мощи зверски распятого и убитого 8 ноября 1918 г. большевиками священника Константина Подгорского, служившего в селе Киржеманы, недалеко от полюбившейся нам границы областей. До этого власти учинили жуткую расправу над соседним селом, отстоявшим своего священника, и в Киржеманах уже никто не решился прийти на помощь отцу Константину...
В 2001 году мощи его были обретены нетленными и перенесены в Игнатово.
Также в Игнатовской церкви хранится икона Успения Богородицы, написанная на грубом листе жести схимонахом Михаилом - одним из последних подвижников Старцева Угла - в день, когда Россия отреклась от Государя. От иконы было явлено немало чудес, а в 1996 году она спасла Игнатово от страшного урагана, прошедшего по округе.


Нам очень повезло - храм был открыт и мы в течение получаса слушали рассказ отца Александра - настоятеля церкви и отличного рассказчика - о игнатовских святынях, которые мы увидели воочию в храме. Хотелось бы надолго здесь задержаться, но было уже 17 часов, а впереди - ещё 50 километров пути и тепло поблагодарив священника за замечательный рассказ, отправляемся в путь.
Шоссе поворачивает в долину Пьяны, протекающей в обрывистых берегах узким ручейком, который можно просто перепрыгнуть. Рядом с мостом через реку положена труба и сделана грунтовая дорога. Правый берег реки традиционно высокий, после крутого подъёма шоссе поворачивает налево. Перед селом Спасское навстречу проехал современный трактор "Кировец" К700 - огромная машина смотрится довольно стильно. В Спасском - мост через речку с очень говорящим названием - Пьянка:), она заметно полноводнее Пьяны, в которую впадает. Видимо, поэтому мордовские дорожные службы поставили табличку "Пьяна" не в том месте - у этого моста. Также в селе есть небольшая церковь, построенная совсем недавно на месте разрушенного после революции храма. У села Атяшево (не того, в котором производят колбасу;)) асфальт заканчивается - впереди грунтовый перелаз через границу областей. По этой дороге между областями очень лихо ездят автомобили, поднимая облака пыли на поворотах.
Скоро мы снова в Сеченовском районе, в д. Болховское, асфальт начинается снова. После длинного спуска, а затем крутого подъёма въезжаем в село Васильевка. Время - 19:00. Здесь осматриваем интересный кирпичный храм, построенный недавно - в 2005 г., и своими формами чем-то напоминающий знаменитую церковь Покрова на Нерли. Раф находит памятник М.И. Калинину и "плуг-труженик", а также монумент ВОВ. Кроме того, в селе стоят знаки, направляющие, судя по смыслу, к бассейну с вышкой:).
В некоторых непонятках относительно этих знаков, выезжаем на грунтовку, ведущую в соседний Краснооктябрьский район, в село Медяны, где находится замечательный образец современной мусульманской архитектуры - мечеть Рашида. Около 20:00 въезжаем в село, резко отличающееся от русских сел своими аккуратными улицами, застроенными богатыми и красивыми домами. И вот мы у мечети...

История Медяны начинается с XVII века, когда свободный участок земли около реки Большая Медяна между существовавшими тогда Чембилеем и Ключищами в активно осваиваемом Алатырском уезде был заселён служилыми и неслужилыми татарами из окрестных деревень, обратившихся в уездное правление с просьбой выделить свободную землю. Деревня быстро превратилась в огромное село, в конце XVIII в. в селе была одна мечеть, в середине XIX в. - вторая, а к 1917 году было уже пять мечетей, которые функционировали до 1930-х годов, но впоследствии были разрушены.
С 1989 г. непримечательное в советское время татарское поселение превращается в один из главных центров ислама в России - религиозно-просветительский комплекс "Медина". В 1990-1992 г. по проекту архитектора И.В. Тажиева строится огромная мечеть "Рашида", названная в честь матери татарского мецената Ф. Гильманова. В плане мечеть напоминает цветок с пятью лепестками, два из них переходят в минареты. В проекте около мечети будет построен целый культурный городок. Около главной лестницы мечети находится 25-метровый металлический монумент Йа-Син, посвящённый мусульманам, репрессированным советской властью.


Мечеть, освещённая лучами заходящего за горизонт солнца, произвела огромное впечатление. Как говорится, слова излишни, надо видеть. Контраст с православной архитектурой просто огромный! И как всё-таки здорово, что местность Припьянья объединяет две совершенно различных культуры - православие и ислам...
На землю начинают спускаться сумерки, но до места ночёвки - озера Керкюле - уже рукой подать, всего 5 км. Выезжаем на трассу Сергач - Сеченово около села Чембилей. Что характерно, все повороты на татарские сёла здесь украшены монументальными каменными стелами. Вот и лес, скрывающий крутые берега прекрасного озера. По грунтовке едем на противоположный берег озера. Здесь я умудряюсь "удачно" упасть, задев о колею задним переклюком и слегка погнув петух. Но вот мы и на месте, в сосновом перелеске. Керкюле - излюбленное место отдыха жителей окрестных сёл, поэтому, к сожалению, на его берегах повсюду встречаются следы "человека неразумного".
Ставим палатки, всё, неленивая часть маршрута кончилась, завтрашний километраж будет небольшой, можно отдохнуть. И уже становится грустно от того, что наш маршрут подходит к концу...

Пробег дня - 90 км.

Утро у истокаВот такой вот съёмник кассетыБолотце с родничками - фактический исток реки Пьяны
Маленькая ПьянаВысотаВершина Нижегородской области
Первый от истока мост через Пьяну около Торгового ТалызинаПо азимуту к Старцеву УглуСтарцев Угол. Часовня
Старцев Угол. Источник Николая ЧудотворцаЖивительная водаСтарцев Угол. Крест в память явления Спиридона Тримифунтского
Вокруг подземного храмаГраница Мордовии и Нижегородской области около с. БулдаковоФотосессия на стеле Нижегородской области
Большое ИгнатовоБольшое Игнатово. МонументКозлик:)
Большое Игнатово. Церковь Михаила АрхангелаПьяна......и Пьянка
Возвращаемся в Нижегородскую областьВасильевка. Церковь Вячеслава Чешского (2005 г.)Васильевка. Плуг-труженик
Васильевка. Памятник М.И. КалининуМечеть Рашида в МедянеМонумент Йа-Син
Поворот на село МедянаЧембилейВечер на озере Керкюле

День 4, 4 мая, воскресенье. К нам, в Сергач, все дороги ведут!

Просыпаемся около восьми, неспешно завтракаем, собираемся, Раф закладывает тайник. Около одиннадцати выезжаем с озера. По грунтовке едем немного назад, чтобы посетить внеплановую достопримечательность - священный татарский источник, замеченный вчера с трассы. Кирпичное здание часовенки венчает полумесяц. Здесь набираем воды и выезжаем на трассу. Поднимаемся в горку, за которой начинаются спуски - и какие! Разогнавшись на одном, можно просто накатом въехать в горку, чтобы снова лететь вниз со следующего холма! А вдалеке уже виднеется Сергач своим храмом в Гусево...
Вот и поворот на село Актуково (по-татарски просто Актук). Рядом с селом находится священный татарский камень Тараташ (или Такташ). Точное расположение его нам неизвестно, но местные жители сразу сообщают нам его местонахождение - на склоне холма за рекой Сухой Пар. Проехав через плотину пруда по зубодробительной коровьей дороге, сразу замечаем впереди синюю "беседку", расположенную у подножия чрезвычайно высокого и крутого берега реки. Вот и камень.

Считается, что камень похож на застывшую фигуру человека. По легенде, он медленно сползает к реке, и когда достигнет её, наступит "ахырзаман" - "конец времени". Камень нельзя тревожить, зато можно попросить дождь, если стоит засуха, или ясную погоду, если идёт ливень. Обязательно надо при этом оставить подарок - мелочь, конфеты... Местное население тщательно оберегает камень.

Раф идёт закладывать последний в этом походе тайник, а мы... звоним в Сергачский краеведческий музей! Сегодня рабочий день, и нельзя упускать шанс побывать там, поскольку музеи в Красном Острове, Сеченове и Верхнем Талызине посетить не удалось. Ура, музей работает, но только до трёх часов дня по сокращённому расписанию. Что ж, постараемся успеть.
Выезжаем назад в Актуково. На плотине пруда мы заметили бегущих с горы в нашем направлении пастухов, явно не с самыми добрыми намерениями. Скорее всего, они были против того, чтобы кто-то посещал камень, а поскольку у некоторых участников похода ещё не стёрлись впечатления от казанских гопников, мы поспешили выехать на асфальт. Уразовку объезжаем по объездной, за рекой Парой начинаются длинные подъёмы.
Через три километра сворачиваем в село Семёновка, здесь находится замечательный монумент, посвящённый муллам репрессированным советской властью. Отсюда же открывается великолепный вид на широкую пойму Пьяны, левый берег которой покрыт густым лесом. Всё, теперь едем в Сергач! Время - 13:30.
Впереди - ещё несколько длинных подъёмов-тягунов. И если в прошлом году преодоление этого участка трассы потребовало больших усилий, то теперь ехалось очень даже легко. Вот и граница Краснооктябрьского и Сергачского районов, ещё один подъём, и вот с огромной высоты открывается захватывающий дух вид на город, раскинувшийся на высоких холмах. Кто хоть раз видел эту панораму, тот не забудет её никогда! Быстро промчавшись по склону холма, проезжаем мост через широкую Пьяну. Вот и любимый Сергач!
Перейдя пути, поднимаемся к собору, за которым сворачиваем на улицу Ленинскую, проехав мимо здания земской управы, пожарной каланчи начала XX века и дома, где в 1833 г. останавливался А.С. Пушкин.
В 14:10 мы у музея, расположенного в здании купеческого дома. Мы успели! И, словно в награду за пройденный маршрут, нас ждала очень интересная экскурсия по залам музея, огромный вклад в создании богатой экспозиции которого внёс Вячеслав Андреевич Громов, его основатель, почётный гражданин Сергача, заслуженный учитель РСФСР, участник ВОВ, посвятивший свою жизнь изучению истории родного Сергачского края. Полтора часа пролетели на одном дыхании; и хотя за это время экскурсовод и не могла рассказать подробно обо всём, но всё же увиденное оставило огромное впечатление. Огромное ей СПАСИБО!!! Всем, кому посчастливится побывать в Сергаче, советуем обязательно посетить этот музей - наши рекомендации!
В 15:40 с лёгкой грустью покидаем музей и едем на соседнюю улицу Советскую, в универсам, закупаться на дорогу. В 16:30 подъезжаем к вокзалу и тотчас к первому пути подают нашу электричку. По традиции садимся в последний вагон. До новых встреч, славная, гостеприимная столица Припьянья!

Пробег дня - 35 км.

Усталые, но очень довольные, коротаем долгую дорогу за разговорами о предстоящих поездках. Около Бутурлино идут контролёры и до чего же приятно слышать их слова "Опять велосипедисты" - уже и на этом направлении Горьковской железной дороги - словами не выразить;)!

В 22 часа мы в Нижнем. Маршрут успешно пройдён, а значит ещё несколько "белых пятен" исчезло для нас с карты нашей любимой Нижегородчины!


 

Утро на Керкюле Панорама озера Керкюле Мыльные пузыри:)
Последний тайник Почти собрались Татарский источник
Мчимся в Актуково Мечеть в Актуково Жители села Актуково
Очень высокий берег реки Сухой Пар Священный камень Тараташ Беседка над камнем
Матрасничаем... Живая природа Счастливого пути!
Скульптуры на выезде из Уразовки Семёновка. Монумент, посвящённый репрессированным муллам Поворот на с. Пошатово
Граница Сергачского и Краснооктябрьского районов Мчимся в Сергач! Панорама Сергача с холмов Межпьянья
Широкая Пьяна... Вот и Сергач. Маршрут успешно пройден! Электровоз
По улицам Сергача Сергач. Пожарная каланча начала XX в. Мишка-сторожевой
Экскурсия закончилась... Электричка Сергач - НН Карта


автор: X-man


Поделиться ссылкой:

 Мнения и комментарии
валерий  01.03.2011 21:40
Молодцы, а я подумал что сейчас никто и не путешествует по своей малой родине. Почитал так приятно стало, фото только мало.
Камиль  26.10.2010 00:11
Сколько лет приезжаю летом из Москвы в Кр-Октябрьский р-н и ни разу не видел Тараташ, т.к. не знал, где находится. Благодоря этой статье с фотками надеюсь в следующем году посетить это место. Спасибо вам!
Анна  27.07.2010 15:35
У Турбанки не элеватор и не церковь. Это здание Турбанской льно-прядильной ткацкой фабрики.Действовала с 1911 года до начала 90-х. Построил Сорокин - имел свою лавку на Нижегородской ярмарке. Зря не сфотографировали.
RekA  20.09.2009 11:50
Классный репортаж.Приятно взглянуть на привычные родные окрестности глазами гостей. Приезжайте еще, ребятки))).
алекс  14.06.2009 09:00
я тож был на устье пьяны и проезжел недалеко от истока где река шириной около 1.5 м
Мирна  04.09.2008 14:25
все отлично, но мне бы хотелось увидеть побольше фоток Сеченого
LadyInPink  30.06.2008 21:50
Отличный поход и замечательный отчет! Вова, спасибо!
Pig  27.06.2008 16:47
Асилила! Класс! :) Чтож ты с названием-то попутал??? Ведь в реале было с СУРЫ по-пьяни, а не наоборот ;)
Demjanes  09.06.2008 12:02
многабукаф ))) но осилил! подробно приподробно все описал, молодец ))

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph