Смотреть видеогалерею Соревнования: прошедшие и предстоящие Путешествия
Меню

Авторизация

Поиск

Статьи
Правила передвижения в колонне велосипедистов

Данная статья посвящена правильному поведению велосипедистов при езде В КОЛОННЕ. При этом ЕЗДА В КОЛОННЕ применяется, как правило, в городе и на относительно оживленных магистралях. При езде по грунтовым дорогам или по асфальтовым дорогам, где машины ездят раз в полчаса применяются совсем другие приемы езды, рассмотрение которых не входит в эту статью.



Фото из путешествий

 К осколкам железной империи Баташевых
Старт: 2011-08-09 16:00
Маршрут: Бутылицы – Верхоунжа – Софроново – Южный – Василево – Тащилово – Купреево – Колпь – Гусь-Железный – Касимов – Уланова Гора – Которово – Ермолово – Елатьма – свх. Маяк – Ласинский – Кр. Бакен – Н. Верея – Выкса

Дистанция: 260 км.

Время: 5 дней

Участники: paramon, YevgeNN, Mopoz.


Приочье-2011

В этом году мы (Mopoz, YevgeNN и paramon) отправились в Приочье с целью обследовать два баташевских завода, расположенных на речке Унжа, впадающей в Оку, а также навестить Орлиное Гнездо – резиденцию старшего Родивоныча в Гусе-Железном.

День 1: «На Верхней Унже».
(Маршрут: Бутылицы – Верхоунжа – Софроново – Южный – Василево – Тащилово – Купреево – Колпь – Гусь-Железный – Касимов – Уланова Гора – Которово – Ермолово – Елатьма – свх. Маяк – Ласинский – Кр. Бакен – Н. Верея – Выкса)

YevgeNN: “Все начиналось ранним утром 9 августа 2011 года. В этот день мне и Mopoz’у предстояла долгая заброска из города Бор до станции Бутылицы где-то под Муромом. Подготовив велосипеды и собрав все необходимое накануне вечером, мы выдвинулись по направлению к паромной переправе. Надо отметить, что заброска предполагала использование двух электричек – это «Мыза-Арзамас» и «Арзамас-Вековка». На причал мы добрались за 5 минут до планируемого отправления первого парома. Времени, чтобы добраться до Мызы было и так впритык, так еще и паромщики не очень-то спешили с отправлением. В итоге, прождав на причале около 10 лишних минут, мы все-таки отплыли. Успешно преодолев водную преграду и с трудом поднявшись в Георгиевский съезд, мы понеслись в сторону Мызы что было силы. В результате на платформу «проспект Гагарина» прибыли минут за 5 до отправления. Утром буднего дня практически все вагоны были пусты. Мы выбрали первый и, только-только успев отдышаться, тронулись в сторону Арзамаса.

Ехать же нам предстояло не до самого города, а до станции Соловейка в нескольких километрах от Арзамаса. В этой самой Соловейке поезд стоит целых 15 минут, и только таким способом мы могли успеть пересесть на другую электричку. Проехав сам поселок и огромное количество дачных участков, мы оказались в Арзамасе. На вековскую электричку решили пересаживаться на находящемся неподалеку о.п. 409 км. В оставшееся до отправления время заехали в магазин, чтобы закупить кроссворды и письменные принадлежности в дальнейшую дорогу, потому как спать не очень-то хотелось, а занять себя чем-то надо было. На наше удивление на платформе собралось немалое количество пассажиров, ожидающих нашу электричку. Поэтому мы остановились в начале платформы, чтобы успеть занять подходящие для размещения велосипедов места в первом вагоне.

Арзамас встретил нас солнечной погодой, и мы находились в хорошем настроении в ожидании электрички. Наконец, поезд приехал к платформе. Не было предела нашей радости, когда сквозь оконные стекла мы заметили, что первый вагон практически пуст и «наши» места свободны. Но посадка под восторженное скандирование: «С нами едут туристы!» из уст фанатов хоккейного Торпедо сразу немножко подпортила настроение. Более того, никто кроме нас не рискнул сесть в этот вагон на всем нашем пути до Навашина. Но выбора у нас особо не было. Во-первых, нам не очень удобно было бы перемещаться в другой вагон с велосипедами и огромными велоштанами, а, во-вторых, в других вагонах свободных мест было не так уж и много. И мы решили остаться! В вагоне кроме нас находились группа подвыпивших едва совершеннолетних (а, может, и нет) фанатов в количестве пары десятков человек, два сотрудника транспортной милиции и несколько охранников. На окнах вагона были развешаны торпедовские флаги и шарфы, а веселая компания не умолкая скандировала различные кричалки, ни на кого не обращая никакого внимания. Из довольно дружелюбного разговора с ними нам удалось узнать, что направляются они в Петербург на товарищеский матч любимой команды со СКА, и для них это тоже уже вторая электричка. В итоге энергии болельщиков хватило только до Мухтолова, после которого большинство из них под действием изрядного количества принятого алкоголя мирно уснуло. А мы, разгадывая кроссворды и обсуждая предстоящий поход, незаметно добрались до Навашина, где к нам подсел paramon.”

В Бутылицах мы оказались в 16 часов. И за предстоящий вечер нужно было обследовать деревню Верхоунжа. Не спеша доезжаем до древнего села Архангел, где осматриваем храм, в приходе которого состоял поселок при соседнем железоделательном заводе. Отсюда до него – сегодняшней нашей цели – рукой подать.

Итак, Верхоунжа. Название очень и очень «говорящее». Понятно, что деревня расположена в верховьях речки Унжа. Но только ли? Нет! Так был назван пущенный в 1783 г. Андреем Баташевым новый завод, который был поставлен на Унже выше уже действовавшего к тому времени завода при селе Ермолово. Этот год и следует считать годом возникновения сегодня существующей деревни. Замечательно, что здешний говор до сих пор отличается от наречия жителей всех окрестных селений: при основании завода Баташевым сюда были свезены из дальних сел крестьяне – будущие заводские рабочие. И хотя промышленным селение нельзя называть уже больше века, до сих пор на берегах тихоструйной Унжи есть место, которое называется «Бугор». Это покрытый толщиной в несколько десятков сантиметров пылью забвения (в точности, как на Бушуе !) шлаковый террикон, рядом с которым находятся непривычные для рядового сельского пейзажа фундамент и остатки стен из тесаного белого камня, представляющие собой остов «сердца» завода – доменной печи.

Обо всех этих местных особенностях нам рассказали две приветливые женщины, одна из которых может считаться старожилом. И хотя сейчас не сыскать в Верхоунже человека, видевшего баташевское предприятие в рабочем состоянии, но память народная помнит и завод, и его последнего владельца – «Баташиху», прозванную так за ужасное отношение к рабочим и расстрелянную после революции в Касимове. Они же помогли купить козьего молока, которым мы с большим удовольствием подкрепились.

Через речку перебираемся по камням, образующим миниплотину (хотя можно перейти и по пешеходному мостику), и с целью пополнить запасы питьевой воды отправляемся к роднику. На окраине деревни пересекаем железную дорогу широкой колеи. Раньше она доходила до Меленок, а теперь действующий участок – до ближайшей воинской части. От соседнего Копнина углубляемся в лес. Где-то здесь делаем небольшую остановку у малинника. И снова асфальт, по которому устремляемся в сторону поселка Южный. В Софронове у местных жителей очень кстати узнаем о состоянии дорог, по которым нам предстоит ехать завтра, и набираем питьевой воды на вечер.

Практически сразу за селом дорога ныряет в горельник – вплотную к Софронову подступал пожар, бушевавший в Приочье в 2010 г. Где-то здесь Женя прокалываетя. В поселок Южный, сильно пострадавший от прошлогоднего пожара, въезжаем в сумерках. Не задерживаясь здесь, поворачиваем на север в сторону Захарова, на полпути до которого находится артезианский колодец. Справа от нашей песчаной, но утрамбованной дороги обнаруживается вышка, на которую мы не преминули залезть, чтобы обозреть до горизонта простирающиеся леса, уходящие в саму Мещёру. Уже с включенными фарами добираемся до развилки, где ищем родник. Вскоре обнаруживаем источник в виде воклины, из которой на глаз заметен мощный ток ледяной артезианской воды. Невдалеке от колодца, в березовом лесу на возвышенности ставим лагерь.

День 2: «Вдоль да по Колпи».
(Маршрут: Бутылицы – Верхоунжа – Софроново – Южный – Василево – Тащилово – Купреево – Колпь – Гусь-Железный – Касимов – Уланова Гора – Которово – Ермолово – Елатьма – свх. Маяк – Ласинский – Кр. Бакен – Н. Верея – Выкса)

Наступившее утро я помню до сих пор. Все шло обычным порядком: подъем, умывание в колодце, завтрак, сборы… И тут обнаружилось, что мы потеряли ключи от троса, которым приковали наши велосипеды к взрослой березе!!! Искали всюду: вытряхнули палатку, проверили все свои карманы, не по разу прошерстили окрестную траву… И – о, чудо! – заветный «золотой» ключик после длительных поисков все-таки был найден с наружной стороны чехла фотоаппарата зажатым между ним и ремешком, в этакой маленькой норке! Отыскали-таки иголку в стоге сена – в путь! Но сначала заправляемся прозрачной как слеза и холодной как лед водой из чудо-колодца.

Проселочная дорога на Захарово оказалось весьма проезжей даже на моих узких сликовых покрышках. Полужилая деревенька, через которую тем не менее насквозь проложен асфальт, от дома к дому становилась все более симпатичной и приветливой. Следом за ней пролетели бы совсем незаметными Обдихово, Василево и Черсево, если бы не местами разбитый вдребезги асфальт. А вот в Тащилове пора было сделать магазинную остановку, чтобы прикупить продуктов и прежде всего кваса. Попутно уточняем качество дорог в сторону Колпи и выбираем наиболее скоростную – через Купреево. Здесь асфальт замечательный – и мы вскоре переезжаем мост через Колпь, вдоль которой нам предстоит перемещаться остаток сегодняшнего дня. Рядом с мостом раньше бил из-под земли еще один артезианский источник, но, как мы узнали только что в Тащилове, его почему-то засыпали…

До крупного села Колпь доезжаем быстро и без особых приключений. Жаркий августовский полдень перевел все водные запасы из бутылок в наши желудки, а оттуда мигом испарил столь необходимую влагу в знойную атмосферу, поэтому первым делом снова посещаем магазин-минимаркет с непременной покупкой бутылки кваса и сопутствующей закуски (мороженое). Появление нас в качестве туристов никого здесь не удивило, и, не спрашивая наших заветных целей, местные жители по собственному почину сообщали нам «нужную» дорогу «на Зорю». Как ни странно, но нам нужно было именно туда – в поселок Красная Заря, расположенный прямо у границы Владимирщины с Рязанщиной и, по-видимому, очень популярный у матрасных отдыхающих. По неширокой, в одну полосу, но неразбитой асфальтовой дорожке мы несколько раз выезжали и снова возвращались в границы Владимирской области и вскоре достигли Зари. Здесь нам очень повезло – мы купили трехлитровую банку молока и уточнили наличие ключевых объектов – мостов через Колпь, которых наши карты хором обещали целых два. Прежде чем начать штурм песчаного тракта на Гусь-Железный, по совету местного жителя отправляемся за поселок на небольшой пляж, где капитально отдыхаем, купаясь в очень быстрой на отмели и холодной от бьющих ключей Колпи. Вода оказалась настолько прозрачной, что мы стали участниками одного наглядного физического эксперимента. А именно, взглянув метров с десяти на Серегу, я вдруг обнаруживаю, что его стопы начинаются почти от коленок!=) Оглядев себя, обнаруживаю, что у меня «все в порядке». И тут вспомнился школьный эксперимент с трубочкой для коктейля, которую опускали в стакан с водой и наблюдали, как она оказывалась «изломанной» на границе с водной поверхностью. Значит, что со стороны я выгляжу так же забавно!=)

Песчаная дорога, меридиально рассекающая мещёрские леса, оказалась сильно раскатанной. Не то что ехать, а идти с гружеными велосипедами по ней оказалось ой как непросто. Пожалуй, здешние барханы будут познатнее тех, которыми приходилось пробираться в 2007 г. с севера к Петрову Мосту. Какая-нибудь сотня метров здесь растягивалась в километр, и не было им счета. Постоянно попадались участки сгоревшего в прошлом году леса. Наконец, достигаем долгожданной развилки, той, которая может нас привести к первому мосту через Колпь. И хотя «на Зоре» нас предупредили о том, что этого моста давным-давно нет, решаем свернуть с нашего тракта и хоть одним глазком посмотреть на его остатки. Но поначалу проезжая дорога постепенно превратилась в едва угадываемую тропу, по которой все труднее было пробираться вдоль берега реки к месту бывшей переправы. В конце концов, давно спешившись и оставив велосипеды на безлюдной тропе, оказываемся в непроходимых джунглях, где решаем поворачивать обратно. И снова песок, песок, песок. Ближе к действующему мосту, правда, под ногами стало тверже, появились признаки грейдера, что позволило худо-бедно ехать. Вот и мост! Хоть и деревянный, но широкий и добротный. Любой груженый лесовоз по нему смело может перебраться на другой берег, а мы и подавно!

До Гуся оставалось около 10 км., но какими они будут мы решили узнать завтра. Снижая риск заночевать в лесу без воды к абсолютному нулю, а также для разнообразия, разбиваем лагерь аномально рано, то есть засветло (!). Палатку ставим на берегу реки недалеко от столика со скамейками – место это, судя по всему, популярное. После сытного ужина перед сном устраиваем с Серегой традиционное купание, продолжая откармиливать и без того жирных комаров.

 ст. Бутылицы. Стартуем!Храм в с. АрхангелВерхоунжа. Панорама бывшего завода
Верхоунжа. Бугор и фундамент домнына р.Унжабез комментариев…
на вышке за Южнымартезианский колодецгрунтовка перед Захаровом
где-то здесь был второй артезианский колодец…храм в Тащиловепо Тащилову
За Тащиловом – Власть Советовс.Колпь. Минимаркетр.Колпь. Купание
отворотка на первый (разрушенный) мостмост через р.Колпьготовим ужин…


День 3: «В логове Лесного Царя».
(Маршрут: Бутылицы – Верхоунжа – Софроново – Южный – Василево – Тащилово – Купреево – Колпь – Гусь-Железный – Касимов – Уланова Гора – Которово – Ермолово – Елатьма – свх. Маяк – Ласинский – Кр. Бакен – Н. Верея – Выкса)

В 9 часов мы уже были в седлах. Да-да, именно в седлах, потому что наша дорога оказалась отличнейшим грейдером, по которому с частотой городских автобусов взад-вперед разъезжали гусевские лесовозы. Правда, километра через 3 становящаяся все популярнее магистраль перестала удовлетворять условиям перемещения по ней на велосипеде, и мы свернули по более твердой грунтовке налево, прорываясь на асфальт Чаур – Гусь-Железный. На этой небольшой лесной срезке активно попадались грибы, предвещая приближение осени. Велоосени…

Через двадцать минут мы были на окраине поселка Гусь-Железный – в кульминационной точке нашего похода. И как ни манила нас в исторический центр колокольня огромного Троицкого собора, задерживаемся у ближайшего магазина, на «Вышвырках».

Когда в 1757 г. в самом сердце Мещёры объявился тульского заводчика Родивона Баташева сын Андрей, облюбовал он для будущего нового завода, а в последствии и главной своей резиденции, место недалеко от слияния речек Гусь да Колпь. Получив разрешение Берг-коллегии на строительство предприятия близ существующей деревни Веркуц, последнюю он бесцеремонно переносит, или «вышвыривает», на окраину нового заводского поселения, которое в скором времени стало именоваться просто и красноречиво: Гусь-Баташев. Уже через несколько лет за телом удивительной плотины, облицованной белым камнем-дикарем, заработали молотовые фабрики, заполыхала жаркими языками пламени самая большая в Приочье гусевская домна, а на берегу огромного красивого пруда объявилась окруженная мощной глухой стеной усадьба-крепость Лесного Царя.

Посетив магазин, устремляемся вниз по улице, которая превращается в набережную, разделяющую крепостную стену с, увы, бывшим гусевским прудом. За воротами усадьбы находится территория разгромленного предприятия «Металлист». Где-то за открытой дверью в полуразрушенном помещении еще теплится трудовая жизнь. А ведь было время, работала производственная артель – преемница баташевского завода – в полную силу. И не так давно. Вот тому подтверждение – запись на подсобке: «22/V-95, оба трезвые»…

Продолжая знакомиться с гусевской историей, отправляемся на плотину, которая полтора века сдерживала натиск вод девятиверстного пруда! К сожалению, после небывалого паводка 1923 г. не стало на Гусе замечательного водохранилища. Нет и великолепной литой ограды, которая украшала плотину до ее реконструкции, с тех пор, когда последняя стала частью строящейся автодороги – Большого Рязанского Кольца. Зато между плотиной и усадьбой сохранилось двухэтажное здание старого производственного корпуса, поросшее молодыми березками. Некоторые кирпичи от времени стали крошиться, из-за чего залезть на крышу оказалось делом непростым и опасным. Но очень увлекательным! Здесь же обнаруживаем вполне ожидаемую дорожку, посыпанную шлаком, а также подвальные помещения, отлично замаскированные земляным слоем. Наконец, оказываемся на центральной площади поселка, на которой фотографируемся у памятной стелы с кованой железной розой, вторым из восемнадцати лепестков которой является Гусевской завод.

Ни один даже случайно проезжающий через Гусь путешественник не оставляет без внимания поражающий своей колоссальностью и непривычным готическим стилем Троицкий собор. Многие автолюбители, увидев диковинный храм, останавливаются здесь. Другие, особо торопящиеся, все же проезжают, но непременно вертят головой в сторону вдруг возникшего среди лесной равнины похожего на рыцарский замок храма, который неторопливо исчезает за удаляющийся горизонт. Говорят, так было и с Патриархом, спешащим в Касимов на освящение Вознесенского собора, но сделавшим незапланированную остановку здесь. Двери были гостеприимно открыты, и мы по очереди посещаем первый этаж двухэтажного храма.

За обсуждением дальнейших планов мы не сразу поняли, чего хочет человек в очках и с папкой бумаг в руках, что-то говорящий нам из окна притормозившего автомобиля. Загадочный мужчина (Женя увидел на авто надпись «Администрация Касимовского района»), признав в нас неравнодушных к гусевскому прошлому заезжих туристов, посоветовал нам зайти к главе поселковой администрации Александру Ивановичу. В музеи да библиотеки заглядывать приходилось не раз, но чтобы сразу – в администрацию, такого с нами еще не было… Что ж, попытка не пытка! Айда!

У входа в одноэтажное здание стало ясно: мы попали в самый разгар обеденного перерыва. Но, услышав в доме чьи-то разговоры, все же направляюсь на них. И попадаю прямо в кабинет к Александру Ивановичу, который что-то горячо обсуждал со своим коллегой. Я, извинившись, начал ретироваться, но был остановлен и приглашен войти. Прервав важный разговор, глава администрации подробно расспросил меня, кто мы и откуда, затем набрал какой-то номер и после короткого разговора сказал, чтобы мы отправлялись в районный дом детского творчества, где нас встретят и все покажут.

Встретила нас директор Ольга Ивановна и, узнав цель нашего визита, организовала интересную и серьёзную культурную программу. Первым делом мы посетили выставку, посвященную ВОВ с экспонатами, привезенными поисковым отрядом с мест боев, а также с личными вещами уроженки поселка героя СССР Рябовой Екатерины Васильевны. Затем уж совершенно неожиданно нас пригласили за стол с бутербродами и горячим чаем, которые были, конечно, очень кстати: давно подошло время обеда. После отличного перекуса нас отвозят за плотину в здание, где, возможно, в скором времени появится самостоятельный музей. А пока здесь можно увидеть многочисленные фотографии старого Гуся-Баташева, включая схемы расположения усадьбы и заводских построек. Как же все-таки замечательно, когда «у руля» стоят люди, по-настоящему заинтересованные и любящие свой родной край, такие как Александр Иванович и Ольга Ивановна! Большое человеческое спасибо им и всем, кто привечал нас в Гусе!!!

Напоследок едем к главному дому усадьбы, в котором уже много лет располагается детский санаторий. Пока Женя фотографировал, Серега успел понянчиться с котенком, пришедшим с нами познакомиться. Сделав круг по старому парку, окруженному сплошной кирпичной стеной и переходящему в прежние годы в Страшный сад, отправляемся на кладбище, где находится некрополь Баташевых, в том числе большой столб-колонна из тесаного камня на могиле Самого и литая чугунная пирамида в память Акулины Матвеевны, третьей жены заводчика…

На прощанье сфотографировавшись у стелы «Гусь-Железный», торопимся в Касимов, чтобы успеть попасть на минарет – городскую смотровую площадку. 18 км. до Касимова проезжаем быстро, остановившись уже на въезде в город, чтобы сфотографироваться на фоне надписи. И спешим в центр, к минарету. Успеваем как раз вовремя, чтобы не торопясь полюбоваться обалденной панорамой города. А вот в столовую, работающую также до 17 часов, уже опаздываем. Что ж, перекусываем пирожными из соседней кулинарии – и едем осматривать город. В Касимове есть, на что посмотреть: это и центральная площадь с собором и торговыми рядами, и разностилевая застройка главной Советской улицы, и набережная Оки. В частности, здесь среди интересных особняков 19 в. заметно выделяется так называемый дом Барковых – самых богатых в Касимове людей, бывших баташевских крепостных, наживших состояние на торговле железом. Закупившись в магазине продуктами, едем на окраину города, чтобы на Улановой Горе найти мавзолей Авган-Мухаммед-султана. Замок на нем, как и прежде, оказался «обманным», и нам удается осмотреть текие изнутри, обнаружив несколько надгробий с надписями вязью на арабском языке.

Что ж, на сегодня хватит! Переполненные массой положительных впечатлений от уходящего в историю дня, в начале восьмого выезжаем на асфальт, по которому нам предстоит добраться до Ермолова. Практически в каждой деревне пытаемся раздобыть молока, и только в предпоследнем населенном пункте, селе Большой Кусмор удается купить парного лакомства. Здесь же запасаемся водой. За Курмышом пересекаем Унжу – и прямо перед въездом в Ермолово уходим резко направо на грунтовку, идущую вдоль реки. Унжа здесь течет по небольшой луговине, с обеих сторон зажатая высокими холмами; берега ее заросшие, неудобные для стоянки. Поэтому взбираемся наверх, удивляясь обилию еще не засохших синих цветков ароматной душицы и желтых зверобоя, на которых мы заварим вечерний чай. Платку ставим в уютном сосняке на взгорье, откуда открывается вид на огни деревни Курмыш, живописно расположившейся на соседнем крутом берегу Унжи. С того же берега раздаются голоса отдыхающих местных жителей и лай деревенских собак. От Ермолова же, расположенного уже на нашей стороне, мы отгорожены густым сосняком. Пользуясь обилием сухостоя, на песчаной дороге, идущей вдоль обрыва, разводим небольшой костерок, на котором жарим сосиски. Запиваем ужин еще не полностью остывшим деревенским молоком и ложимся спать.

День 4: «Ермолово. Елатьма. Выкса».
(Маршрут: Бутылицы – Верхоунжа – Софроново – Южный – Василево – Тащилово – Купреево – Колпь – Гусь-Железный – Касимов – Уланова Гора – Которово – Ермолово – Елатьма – свх. Маяк – Ласинский – Кр. Бакен – Н. Верея – Выкса)

Просыпаемся довольно рано, чтобы максимально выиграть время на последний ходовой день похода. Даже обязательный завтрак устраиваем на скорую руку, заменив традиционную кашу сухим пайком с чаем. Собрав лагерь, уже верхней дорогой возвращаемся в Ермолово, где начинаем поиски остатков первого детища братьев Баташевых в Приоках – Унженского завода.

Баташевы появились на Средней Оке в середине XVIII столетия, где кипучая и неуемная энергия старшего Родивоныча вкупе с дипломатичным характером и покладистостью младшего позволила создать новый промышленный район в России, вскоре вставший вровень с горнозаводским Уралом… Первый завод, пущенный Баташевыми на земле князя Долгорукова в 1755 г., в последний момент перехваченной цепкими руками Андрея Родионовича у менее расторопных, но опасных конкурентов Мосоловых, располагался здесь, близ села Ермолова и назывался Унженским.

Встреченный парень неохотно махнул за реку, мол, там есть какие-то развалины. Большего рассказать он не пожелал (а может и не знал). Однако, след нами был взят – и мы очень скоро находим заводскую территорию, большой дугой охватываемую рекой и прикрываемую легко угадываемой земляной плотиной. В центре большой поляны выделяется возвышающейся кирпичной кладкой, вероятнее всего, основание доменной печи. При детальном осмотре обнаруживаем ряд отличий конструкции здешней «печки» от вернеунженской. В частности, стены ее на этот раз сложены из красного кирпича, однако полукруглая сердцевина облицована чем-то, по-видимому, огнеупорным, способным выдержать огромные температуры. По всей территории, как и положено, регулярно попадается шлак – отходы доменного производства. Прогуливаемся по первой баташевской плотине, высокой, но местами размытой весенними оползнями. Вообще, территория бывшего завода, смежная с селом и расположенная у самой трассы, очень удачно отгорожена от внешнего мира поросшими деревьями берегами Унжи с трех сторон и высокой громадой плотины с четвертой. Если бы не многочисленные кострища – признаки весьма бурной шашлычно-водочной жизни этого уютного места, оно было бы идеально для комфортной ночевки…

Возвращаемся на трассу и начинаем подниматься в гору к Успенской церкви, построенной еще при жизни и, говорят, тщанием заводчика Ивана Баташева, которому принадлежал Ермоловский завод после раздела с братом в 1783 г. Навстречу попалось несколько местных жителей, следовавших в магазин. У одной бабули расспрашиваем про старые времена и узнаем, что Ермолово делится на две части: собственно село, в котором мы находимся, и новую – «завод», расположенный на другом берегу Унжи и появившийся, естественно, позднее, в 1755 г. Также бабушка поведала о существовании на берегу реки (около того места, где мы ночевали) некой пещеры. Заинтересовавшись, по ее совету отправляемся в дом на окраине, хозяин которого наиболее точно может подсказать дорогу и ориентиры. Так и вышло. Дойдя с нами до околицы, он дает последние советы по поиску. Но, основательно прочесав береговые заросли, пещеру найти нам так и не удалось. Сожалея о потерянном времени, поднимаемся, наконец, к храму, от которого как на ладони видны обе части Ермолова, разделенные Унжей и территорией завода с остатками доменной печи. Бесспорно, общее знакомство со старейшим металлургическим предприятием Приочья прошло очень удачно! А теперь – в Елатьму!

После традиционного фото у вывески едем в сторону центра поселка, делая фотоостановки у попадающихся достопримечательностей. Вот, наконец, и площадь бывшего уездного городка, украшенная зданием торговых рядов. И здесь нам здорово повезло – у проезжающей мимо елатомки вылетела из обода ее дорожного велосипеда спица, и она обратилась к нам за помощью. Женя быстро починил поломку, но к этому моменту мы успели познакомиться, и Светлана предложила проводить нас в музей, в котором работала прошлым летом. К нашему удовольствию, по дороге она провела нам отличную велопрогулку, показывая и интересно рассказывая о местных и не очень достопримечательностях! Честно скажу, не ожидал я увидеть в Елатьме такого их обилия и разнообразия, в очередной раз убедившись, что конечное впечатление от конкретного места очень сильно зависит от того, с кем ты туда попадешь. И в данном случае нам неописуемо повезло!

Посещение елатомского музея добавило положительных впечатлений от уютного поселка, покрывшего знаменитыми садами и огородами высокий левый берег Оки. Экспозиции, расположенные на двух этажах старинного особняка, отлично рассказали о славном прошлом Елатьмы, в чем-то даже поразили. Оказывается, в бытность уездным городом здесь насчитывалось больше храмов, чем в старинном и многолюдном соседе – Касимове! В уголке природы, разумеется, наше внимание привлекло чучело лисы, ставшее объектом съемки. А провожал нас из последнего экспозиционного зала…медведь! Раньше он стоял в холле местной меценатки-миллионерши Марьи Андреевны Поповой, не имевшей почему-то дворецкого, и «принимал» в поднос, который он держал в своих лапах, визитки гостей дома. На память, уже по доброй традиции, оставляем благодарную запись в журнале посетителей.

Пришло время прощаться. Спросив Свету о том, где можно купить фирменных елатомских фруктов, получаем приглашение к ней в огород, где угощаемся яблоками и грушами из ее сада. Делаем совместное фото на память – и, от души поблагодарив новую добрую знакомую, спешим обратно в центр, чтобы закупиться в магазине продуктами на оставшийся день. Дальше – на паромную переправу.

Судя по расписанию, до отправления парома с нашей стороны оставалось больше часа. И тут Женя обращает внимание на огромную очередь груженных заокским лесом машин, которых перевозит отдельный грузовой паром, приводимый в движение обычным тракторным дизелем. Дождавшись его очередного прибытия, просимся переправиться на противоположный берег. В ответ получаем короткое: «Только быстро садитесь!» – некогда задерживаться из-за нас здесь, за сегодня нужно успеть перевезти не один десяток машин! Оперативно погружаемся на паром, и в час дня оказываемся в правобережном Приочье, выходя на финишную «прямую» нашего удивительного похода. Казалось, все возможные неожиданности – и приятные, и не очень – остались позади, и предстоящий путь на Выксу должен пройти в монотонном преодолении песчаного спецучастка и стремительного асфальтового финиша. С такими мыслями покидаем Оку и устраиваем обед на небольшом озере у поселка Маяк.

Отдохнув, накушавшись и переждав полуденную жару, стартуем по грейдеру в сторону Ласинского поселка, за которым нас ждали сплошные пески и … неприятности! В Ласинском уточняем дорогу на Выксу – нам советуют ехать через Внутренний, так же, как мы сами предполагали. Накануне похода Женя внимательно изучил космоснимки и предложил ехать не по раскатанной песчаной магистральной грунтовке (по которой, по моему уже мнению, нам пришлось бы однозначно идти пешком), а попробовать пробраться слева от нее по рядовым лесным дорожкам, которые могли оказаться заметно плотнее и позволить ехать. В принципе, затея эта нам почти удалась: проделав путь не по диаметру, а по дуге окружности (но при этом практически все время оставаясь в седле!), успешно достигаем места, где даже на карте нарисована дорога, по которой мы планировали, переправившись через пограничную Кокшу, попасть в Нижегородскую область. Но на местности ничего, даже тропки, нам обнаружить не удалось. Делая многочисленные радиалки, не раз мы добирались по девственному лесу до болотины, в центре которой незаметным ручейком протекает Кокша, однако переправиться через нее так и не получилось. Решаем от безысходности продолжать ехать вдоль границы областей, рассчитывая выбраться на магистраль. Благо, наша дорога продолжала вести в нужном направлении.

Уже почти достигнув торной дороги, внезапно останавливаемся. Авария случилась на моих глазах: небольшой сучок, чем-то подхваченный с лесной колеи, мгновенно оказывается в трансмиссии серегиного велосипеда! И столько эта ветка натворила бед, что ехать самостоятельно Сергей не мог: погнулся петух. Что ж, выжимка с собой – ребята делают моноспид. Но почему-то цепь не держится на предложенных ей звездах и соскакивает. Плохо натянута? Перебираем несколько разумных вариантов, удаляя у цепи по звену, но под нагрузкой она продолжает перманентно слетать с кассеты. Худо-бедно мы добрались до брода через Кокшу, которая здесь оказалась вполне приличной небольшой лесной речкой. Здесь и выяснилась причина соскакивания цепи: погнуты звезды кассеты! А при еще более внимательном осмотре обнаруживаем трещину на раме рядом с местом крепления петуха! Что оставалось делать? Максимально разгружаем серегин «Мираж», благо в конце похода свободного места в наших велоштанах стало побольше, и уже пешком продолжаем штурм песчаной дороги. Лес, не тронутый огненной стихией в прошлом году на рязанской стороне, на нижегородской оказался почти полностью выгоревшим…

Долго, очень долго пришлось бы нам тащиться по пескам, если бы не нагнал нас трактор. Что делать? Голосуем – и к большой радости нас сажают в тележку. Пыль столбом, сильно трясет – но зато несколько километров изнуряющей дороги остаются позади. Где-то перед Внутренним выгружаемся: трактор дальше не идет. И на том огромное спасибо! Стараясь не расслабляться, движемся вперед: вот пересекли бывшую линию Дедовской ветки выксунской УЖД, вот справа оставили поселок Озерки с удивительно красивым небольшим озером с плавающими берегами… Мы с Сергеем обреченно идем пешком, а Жене благодаря широким покрышкам почти всегда удается ехать, чем очень он меня удивлял. Никак я не предполагал, что наши выксунские барханы допустят такой способ перемещения!

Все настойчивее проявлял себя голод, требуя серьёзного перекуса. Дабы выиграть время, Женя отрывается от нас, и когда мы пришли к месту сбора около поселка Стрелка, нас уже ждал приготовленный им на горелке горячий чай. Успев поужинать засветло, несколько километров суперпеска, оставшихся до асфальта, с которым мы связывали надежды на некоторую перемену в нашей пока незавидной участи, проходим по темному лесу. В стороне, на берегу окской старицы просматриваются огни детского лагеря «Звездный», в котором культурная программа вечера, судя по доносящимся звукам музыки, в самом разгаре.

Асфальт!!! Наконец-то! Но вот незадача – ехать-то Серега не может! Соскакивает непослушная цепь с поврежденной кассеты и все тут! Остается катить велосипед рядом с собой… Катить? Катить! Обрадовавшись счастливой догадке, достаем оба эспандера, которыми обычно крепим велосипеды в электричке и привязываем каждый одним концом к рулевой ведомого, а другим – к багажнику ведущего велосипеда, которым послужил мой Автор. С первой же попытки тронуться с места понимаем, что ничего не выйдет: из-за нехватки длины резинок отсутствует просвет между колесами и ехать не получается. Осталось последнее средство – связав два эспандера в один трос, на такой ненадежной тяге попытаться буксировать велосипед. Ура!!! Заработало!!! Не рискуя динамично разгоняться, чтобы не порвать резинку, стараюсь плавно менять скорость. «В Выксе есть все, кроме гор!» – эту истину я понял давно. И такое обстоятельство нам оказалось очень на руку, так как даже на небольших подъемах наш импровизированный трос не на шутку растягивался. Особенно это замечал Сергей, скучавший в седле своего буксируемого байка и с опасением наблюдавший за сцепкой: «Эх..а какие я тогда незабываемые ощущения испытывал...))))) Особенно, когда трос натягивался...».

Ночь была теплой и темной. И если бы не последнее, нашему взору предстали бы места, оказавшиеся в самом пекле жуткого прошлогоднего пожара, слизавшего в одно мгновение Верхнюю Верею, а затем истребившего большую часть Тамболеса и Борковки. Сейчас же, проезжая мимо знакомых с детства мест и толком не видя бескрайнего пепелища, казалось, что вокруг – дышащие жизнью прозрачные березняки, стройные корабельные сосны Рожнова Бора, тенистые осинники… И поэтому настроение было замечательным. Хотелось петь. И мы пели! Песни горланили почти всю дорогу в 30 км. до Выксы, на которую затратили чуть не 3 часа. Удивляя необычным видом буксируемого велосипеда запоздалых прохожих, в час ночи все-таки финишируем своим ходом!

Последним мажорным аккордом очень длинного дня оказался поздний, но такой желанный и вкусный ночной ужин – это наваристый украинский борщ и мамина фирменная пицца! В конце похода позволяем себе по 100 гр. домашнего вина, принимаем душ и …

День 5: «По домам!».
… и уже пора вставать! Отключившись ровно на шесть часов, просыпаемся от запаха сваренного кофе. Завтракать! Подкрепившись, отправляемся на автостанцию за билетами – выброска будет штатной, на рейсовом автобусе Выкса – Нижний Новгород. Нам повезло: не все места были распроданы, и в оставшееся время до отъезда гуляем по городу, заглянув, конечно, в магазин с сувенирами.

За обедом Женя заметил проплывший под окнами огромный серебристый Higer. Судя по поджимающему времени, это, очень вероятно, наш автобус прошел на автовокзал. Оперативно пьем чай и выдвигаемся на автостанцию. Прибыв минут за 15 до отправления, обнаруживаем тот самый автобус на посадке с наполовину заполненным багажным отделением. Наскоро приготовив велосипеды к погрузке, успеваем кое-как разместить их среди сумок. Вовремя подоспели! Приди мы чуть позже, загрузиться оказалось бы очень проблематично. С другой стороны, более ранняя погрузка привела бы к тому, что на наших железных конях поехали бы чьи-то сумки, а не как сейчас – наоборот:=) Видимо, огромное количество багажа связано с тем, что это был единственный дневной рейс в субботу, и с ним многие выксунцы отправлялись в отпуск…

…Отправление экспресса Выкса – Нижний Новгород все-таки задержалось из-за вдруг обнаруженной неисправности двери у автобуса. Наконец, Женя с Серегой тронулись в трехчасовое путешествие, а я возвращаюсь домой. Отпуск-то не закончился – и впереди еще много всего интересного!


 

Гусь-Железный. р. Гусь ниже моста Гусь-Железный. Остатки заводских корпусов Гусь-Железный. Центральная площадь
Гусь-Железный. Троицкий собор Гусь-Железныйю Главный дом усадьбы Гусь-Железный. Главная аллея парка
Гусь-Железный. Столб-колонна на могиле А.Р. Баташева Гусь-Железный. Литая пирамида на могиле Акулины Матвеевны Гусь-Железный. Фото на память
Касимов. На минарете Касимов. Дом Барковых Уланова Гора. Мавзолей Авган-Мухаммед-султана
Ермолово. Стоянка на Унже Ермолово. Остатки доменной печи Ермолово. Заводская плотина
Ермолово. Успенская церковь въезд в Елатьму Елатьма. Торговые ряды
Елатьма. Музейный дворецкий Елатьма. Запись в книге отзывов музея Елатьма. В гостях у Светы
Елатьма. Вид на Заочье грузовой паром лесовозная очередь на переправе
брод через Кокшу пересекаем снятую линию УЖД на Внутренний ночной транзит
финишируем... Прогулка по Выксе карта


автор: paramon


Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий
Обновить


 Copyright © 2003 Велосипедный Нижний  Поддержка онлайн (ICQ): 59592562  
Нижний Новгород Online - Нижегородский городской сайт nnov.ru - доменная зона Нижнего Новгорода Graphit Powered by TreeGraph